|
Выводы и предложения по чтениям
Докладчики:
I. Духовенство.
Благочинный
Усть-Каменогорского Церковного округа игумен Митрофан (Тузов):
Выводы: Впервые подобные чтения прошли в нашем Благочинии. Нельзя
сказать, что «первый блин комом». Многим выступающим, слушающим и
задающим вопросы есть о чем сказать, есть что спросить. Тем не менее
нужно выделить дисциплинированность светских представителей –
докладчиков, они укладывались в регламент, у них есть опыт работы на
семинарах, а также выделить качество докладов светских выступающих. Нам
есть чему у них поучиться. Тема «Духовность и молодежь» позволила
высказаться довольно-таки широко по данному вопросу. Высказать мнения с
различных точек зрения, и высказаться различным людям – церковным и
нецерковным.
Предложения: Безусловно, необходимы семинары для работников
воскресных школ (отдельно), необходимы семинары непосредственно для
молодежи (совместные – церковная молодежь и светская), чтобы молодежь
выступала и задавала свои вопросы.
Иеромонах Агапит (Никонов), настоятель Свято-Никольского храма
села Бородулиха:
1. Воспользоваться опытом работы преуспевающих преподавателей
воскресных школ посредством издания и распространения их опыта работы
через православные или светские СМИ.
2. Отправлять делегации на Рождественские или Глинские чтения для
приобщения к новым и старым формам работы с детьми и молодежью.
3. Разработать программы для воскресных школ с учетом возрастных
особенностей.
4. При работе с МПК (молодежными православными клубами) можно выявлять
способных молодых людей для возглавления определенных родов
деятельности, например:
А) Литургическая (Богослужебная),
Б) Миссионерская,
В) Издательская (газеты, журналы, буклеты и т.д.),
Г) Историко-археологическая (изучать и сохранять Святыни края),
Д) Трудовая (помощь храму, немощным, одиноким),
Е) Спортивная (походы, летние лагеря, игры подвижные и т.д.),
Ж) Благотворительная (дома престарелых, больницы, тюрьмы и т.д.),
З) Паломническая (поездки по Святым местам).
Иерей Игорь Копылов, настоятель Свято-Никольского храма, г. Риддер:
1. Распространить образцы договоров о сотрудничестве православных
приходов и светских учебных заведений.
2. Устроить встречи преподавателей воскресных школ до 1 сентября 2009
года для обмена опытом.
Иерей Евгений Яганов, настоятель Богородице-Рождественского храма
пос. Аблакетка г.Усть-Каменогорска:
1. В отношении вопроса воспитания молодежи и детей в нашем
благочинии заметна явная тенденция к достижению духовенством и
прихожанами нравственности. Но выявляется в то же время отсутствие
должной подготовленности в плане профессионального и компетентного
решения вопросов воспитания.
2. В связи с чем, по приходам нужно разрабатывать и предлагать программы
повышения компетентности и профессионализма в этих вопросах среди
духовенства, преподавателей ВШ и прихожан по рекомендациям Чтений.
3. Церковь и светское образование подошли к тому рубежу, на котором явно
видна необходимость и есть широкие возможности по взаимному
сотрудничеству. Необходимо в более тесном сотрудничестве рассмотреть и
использовать все доступные возможности, методические приемы в деле
воспитания и повышения нравственности среди молодежи и детей.
4. Предложить рекомендации по созданию Молодежных Православных клубов
при светских учреждениях.
5. Сделать проведение Свято-Троицких Чтений ежегодными.
6. Провести конференцию на тему духовно-нравственного совершенствования
с привлечением участников и представителей других областей.
7. Печать материалов Чтений.
Иерей Константин Акентьев, настоятель Трехсвятительского храма
поселка Глубокое:
Предложения: Расширить качественный состав участников, чтобы
больше было людей нецерковных.
Непременно, после окончания чтений предпринимать конкретные действия.
II. Светские докладчики.
Валентина Петровна Иванова, методист ГОРОО:
Проблемы формирования духовности в современной школе:
1. Падение престижа семьи, отсутствие нравственных ценностей, идеалов в
семье.
2. Воспитание мальчиков и девочек, как лиц, выполняющих разные
социальные роли в обществе, вредные привычки и аморальный образ жизни.
3. Религиозные секты.
4. Отсутствие учебных предметов, в которых раскрывается роль религии в
формировании личности ребенка.
Формы работы:
1. Дебатный клуб.
2. Конкурс дистанционных проектов, например «Памятники ВКО».
3. Круглые столы.
4. Дискуссии.
5. Введение факультативных курсов «Граждановедение», «Религиоведение».
Предложения:
1. Разработать программу курса «Религиоведение».
2. Установить деловые контакты для консультирования учителей,
преподающих «религиоведение».
3. Проводить совместные мероприятия (школ и православной церкви).
4. Организовать цикл лекций для учащихся средних классов «Храм как
произведение архитектурного искусства».
Нелли Леонидовна Краснобаева, завкафедрой «Философии» ВКГТУ им. Д.
Серикбаева:
Проблемы:
1. Нестабильная экономическая ситуация, люмпенизация и криминализация
определенной части молодежи, общее снижение уровня культурных запросов
являются питательной почвой для восприятия молодежью экстремистских
лозунгов и радикальных идей типа построения исламского государства,
халифата, а также социально-политических утопий отдельных нетрадиционных
для региона сект.
2. У учащейся молодежи Казахстана нет твердых мировоззренческих
ориентиров, поскольку отсутствуют философия и идеология обновления,
твердые и ясные критерии социально ответственного поведения.
Экономические реформы сопровождаются процессами усиления социальной
дифференциации, углубления неравенства между различными классами и
слоями общества, ослаблением, утратой социальной защищенности. Все это в
совокупности усиливает правовой нигилизм, формирует атмосферу духовного
вакуума, вызывая у молодежи пессимистические настроения, безразличие к
общественной жизни, порождает массовую социальную апатию и провоцирует
девиантное поведение.
3. Особенностью современной религиозной ситуации является тот факт, что
в общественном мнении отождествляется национальная и конфессиональная
принадлежность. Вполне логично предположить, что любое усложнение, тем
более обострение межконфессиональных отношений будет перенесено в
межнациональную сферу, и наоборот. В случае же возникновения подобного
типа конфликтов их основными и наиболее активными участниками станет
именно молодежь.
Предложения:
1. В школах и учебных заведениях подрастающему поколению должны
прививаться общечеловеческие мировоззренческие основы,
высоконравственные постулаты, изложенные в мировых религиях. Единственно
действенный способ борьбы с религиозным экстремизмом — это религиозное
просвещение. Человек, глубоко знающий свою религию, никогда не позволит
сделать себя орудием экстремистов.
2. Для совершенствования взаимодействия государства с религиозными
объединениями, а также местных государственных органов с религиозными
объединениями - акции помощи, - круглые столы, - встречи. Все проводить
совместно с религиозными объединениями и направленными на сохранения и
укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей народов
населяющих территорию Восточного Казахстана. Разработка комплекса мер,
направленных на недопущение появления в средствах массовой информации,
печатных изданиях, компьютерных сетях, сюжетов, содержащих элементы
пропаганды этнической и религиозной неприязни; Деятельность по
сохранению и восстановлению объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры).
3. Меры по укреплению внутриполитической стабильности и
межконфессионального согласия. Деятельность средств массовой информации
(программы), с участием традиционных религиозных организаций или с
участием религиоведов, представителей общественных организаций по
вопросам сохранению в обществе атмосферы взаимного уважения и диалога в
вопросах свободы вероисповедания. Духовно-нравственное, патриотическое и
правовое воспитание детей и молодежи, в сфере образования, в том числе,
религиозного образования; Просветительская работа в Домах дружбы, школах
и общественных центрах.
4. Выступить с инициативой о включении курса «Религиоведения» в
программу образовательных учреждений; Разработать программу
учебно-методических пособий для преподавания курса «религиоведения» и
разъяснительных курсов.
5. Создание электронного сайта по вопросам «Религиоведения» и «Места и
роли религии в современном обществе».
Светлана Сергеевна Царегородцева, кандидат филологических наук,
руководитель «Русского центра» при фонде «Русский мир», МЭСИ:
1. Объединить усилия по созданию учебного пособия, которое
помогло бы современной молодежи войти в храм. Примером может послужить
рабочая тетрадь российского комплексного образовательного проекта «Шаг
за шагом» из серии Искусство для 10-11 классов «Мы входим в храм».
Пособие написано священником Вячеславом Перевезенцевым и искусствоведом
Ириной Языковой.
2. Вопросы духовности молодежи нужно решать соборно, совместными
усилиями церкви, государства, университетов, общественных организаций.
III. Докладчики из числа прихожан.
Марина Викторовна Колосова, сотрудник пресс-службы
Усть-Каменогорского Благочиния и прихожанка Богородице-Рождественского
храма пос. Аблакетка г. Усть-Каменогорска:
1. Хотя бы раз в полгода проводить семинары с привлечением
общественности и не только в храме, но и в клубах, школах, вузах и т.д.
на различные духовно-нравственные темы на простом и понятном языке.
2. Ежегодно, особенно перед началом учебного года, в августе, проводить
семинары или круглые столы для преподавателей воскресных школ и
руководителей молодежных православных клубов по обмену опытом, выработке
методик работы и рекомендаций.
3. Освещать деятельность воскресных школ, подростковых и молодежных
православных клубов через СМИ и Интернет, в частности на сайте
«Православие в Восточном Казахстане»..
4. Обозначать проблемы воспитания подрастающего поколения и искать
совместные пути их решения в сотрудничестве со светской системой
образования, всегда помня, что «чужих детей не бывает!».
Прихожане Усть-Каменогорского Благочиния:
1. Создать при воскресных школах Попечительские советы для проведения:
- фестивалей детских, фольклорных песен,
- проведения выставок детских работ, принимать участие в городских
выставках.
2. Начать работу по созданию Кризисного центра поддержки семьи и
ребенка.
3. Привлечь молодежь к реставрации Катон-Карагайской Покровской церкви.
4. Объявить конкурс в Интернете по номинациям на создание
детско-подростковых фильмов: «Мой путь к Богу», «Слава Богу» и др.
6. Ввести традицию ежегодных чтений по данной проблеме с привлечением к
докладам молодежи, родителей с просмотром видеосюжетов на 3-5 минут по
духовной тематике от молодежи.
Отзывы приглашенных гостей
Иеромонах Никодим, клирик Свято-Троицкого
мужского монастыря:
1. Назрела необходимость переводить: директора воскресной школы,
преподавателя или руководителя молодежного клуба на профессиональную
основу. Платить им зарплату, т.к. все они участвуют в своей деятельности
на ниве Христовой, на общественных началах. Имеют основную работу и не
могут каждодневно заниматься детьми, молодежью.
2. Выделять для молодежных клубов помещения, в которых они могли бы
собираться или прийти в любое время.
3. Находить для молодежи формы деятельности (кружки рукоделия, работа на
территории храма, огород, газон, цветники или ремонт храма, больницы,
детские дома, дома престарелых).
4. Создавать материально-техническую базу молодежных клубов (инструмент
для кружков по рукоделию, палатки, спальные мешки, надувные лодки для
походов и т.д.).
5. Больше использовать опыт молодежных клубов ближайших соседей,
Новосибирска и Барнаула, и дальних Москвы и центральных районов России.
Участие в совместных мероприятиях.
6. Настоятелям проявлять заботу о укомплектовании библиотек литературой,
компакт дисками просветительского характера для молодежи и для неофитов.
По возможности библиотека должна работать каждый день.
Майор Р.П. Волик, воинская часть № 27943, пос. Ахмирово:
- Я благодарен, что мне выпала честь присутствовать на таком празднике,
впервые проведенном в нашем городе, и являясь представителем от воинской
части и записав на кинокамеру все выступления, сделаю небольшой фильм
для своих сослуживцев, так как каждый в этом мире приходит к Богу
по-своему.
|