|
Опыт подготовки к Крещению,
оглашение через мирян
Валентина Романовна Бочарова,
прихожанка Богородице-Рождественского храма
поселка Аблакетка
Как уже говорилось в предыдущем
докладе, прихожане, желающие участвовать в жизни прихода, могут
предложить свою помощь настоятелю прихода, и по благословению батюшки
могут стать исполнителями оглашения перед Крещением.
После соответствующей подготовки самих прихожан постом, молитвою,
покаянием, в соответствии с возложенным на них послушанием, им придется
проводить первоначальную подготовку, т.е. оглашение, людей, желающих
покреститься.
Подготовку можно проводить в храме при обращении в лавку желающих
креститься, среди осужденных в колониях, окормляемых священником, а
также в окормляемых больницах, домах инвалидов, в воинской части и
других местах, куда благословит батюшка.
Для проведения подготовки крещаемых, батюшкой выработано «Правило ко
Причастию и Крещению» как некий алгоритм подготовки, которое в кратких
словах включает в себя все самое необходимое, что необходимо выполнить
желающим причаститься и креститься.
Начиная разговор с новообращенным, необходимо в первую очередь выяснить,
почему возникло желание креститься, насколько это серьезно, есть ли у
человека вера в Бога или это просто дань моде.
На эти вопросы часто отвечают:
* Хочу креститься, потому что все мои знакомые крещенные.
* Хочу, чтобы в жизни мне сопутствовала удача.
* Хочу избавиться от болезни.
Начинается разъяснение, что крещение необходимо для нашего спасения от
духовной смерти, от того зла, которое находится внутри нас, что крещение
- это только начало пути к Богу, что дальше предстоит постоянное
трезвение, борьба с грехами – страстями, т.е. с самим собой.
Далее необходимо пояснить, что от греха происходят все человеческие
бедствия: преступления, страдания, обиды, насилия, болезни, физическая
и, главное, духовная смерть. Сущность этой духовной смерти заключается в
отдаленности человека от жизни (от доброделания, милосердия,
бескорыстия, любви к Богу и людям, от творчества, от духовной радости),
то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь.
Иисус Христос, Единородный Сын Божий, пришел в мир для того, чтобы
уничтожить грех и дать человеку вечную жизнь.
Духовное возрождение начинается верой в Иисуса Христа, желанием
избавиться от насилия греха, которое соединяется со стремлением жить по
воле Божией.
Начинается ознакомление с Символом Веры, с кратким раскрытием его
сущности и смысла.
Но одной веры и желания человека недостаточно, нужна благодатная сила,
которая осуществила бы духовное возрождение человека. По Слову Господа
Иисуса Христа: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в
Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть
дух (Ин.3,5-6).
Это рождение водой и Духом происходит в таинстве Крещения и совершаемом
вместе с Крещением Таинстве Миропомазания. Верующий во Христа, через
троекратное погружение в воду, с призыванием имени Святой Троицы: Отца и
Сына и Святого Духа омывается от первородного греха, а также от всех
грехов, совершенных им самим до Крещения, умирает для жизни плотской,
греховной, и возрождается благодатью Духа Святого в жизнь духовную и
святую.
Разница между крещенным и некрещенным заключается в том, что некрещенный
порабощен грехом, и если и пытается бороться с ним, то может
рассчитывать лишь на свои силы, а крещенный освобожден от рабства греху
и получает Божию помощь в борьбе с бесовскими кознями.
Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное
желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное
покаяние. Покаяние же заключается в осознании своей греховности и в
решимости исправиться и начать новую жизнь.
Далее начинается объяснение греха.
Часто люди, приходящие в храм и желающие покреститься, не понимают, что
такое грех. «У меня грехов нет», - говорят они, - «живу, как все, никого
не убил, не воровал, никого не обижаю, это только меня все обижают». То
есть, о десяти заповедях Божиих почти все слышали и как минимум 3-4 из
них помнят.
Эти заповеди - фундамент не только христианской, но и общечеловеческой
духовности и морали. Нарушение этих заповедей есть нарушение законов
Божиих, это и есть грех.
Но Иисус Христос принес полноту знания. Христианский закон неизмеримо
более глубок, кроме, - «грешен словом и делом», он имеет еще одно
измерение – «и помышлением». Заповеди Христа учат нас не как поступать,
а какими быть.
Сам Христос сказал: «Вы слышали, что сказано древним – не убивай, кто же
убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата
своего подлежит суду. Вы слышали, что сказано древним – не
прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с
вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Грех из сферы действий, поступков переводится в сферу состояний, чувств.
Это колоссальный сдвиг в понимании. Если большинство из нас могут
спокойно сказать – я никого не убивал, не крал, не прелюбодействовал, то
едва ли кто скажет, что он не гневался, не раздражался, не обижался или
не имел нескромные, нецеломудренные мысли. Не проходит дня, часа, а то и
минуты, чтобы не согрешали мы раздражением или нечистыми мыслями,
осуждением или завистью, праздностью или унынием.
Разъяснив, что такое грех, необходимо предложить приобрести литературу о
покаянии и дома начать подготовку к исповеди, выписав на лист бумаги
все, в чем обличает совесть, в чем человек может признаться сам себе,
что такой грех (страсть) у него есть.
Далее предлагается подготовиться ко крещению постом и молитвою.
Что такое пост, также необходимо пояснить, т.к. многие думают, что это
что-то вроде диеты, главное, не есть жирное, мясное и, если это
исполнить, то обряд совершён.
«У нас, итак, денег нет, и мы мяса не едим» - вот фраза, которая звучит
часто.
А в местах лишения свободы отговариваются тем, что не могут выбирать еду
и едят то, что им готовят.
Но пост – это не только некоторые изменения в составе пищи, то есть
отказ от скоромной пищи, но главным образом, это покаяние, воздержание
телесное и духовное, очищение сердца через усиленную молитву.
Готовясь ко Крещению, человек должен чем-то пожертвовать ради Бога:
пожертвовать развлечениями, не смотреть телевизор, не сквернословить, в
тюрьме перестать пить чефир, должен взять на себя воздержание от своих
страстей.
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит
его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух,
и руки, и ноги, и все наше тело» (св. Иоанн Златоуст).
Необходимо напомнить, что пост - это и воздержание от супружеской жизни.
В дни говения предлагается посещать богослужение в храме. Каждый день в
храме проводятся службы, в каждой колонии имеются молельные комнаты или
храмы, где ежедневно читаются молитвы, каноны и акафисты.
Предлагается приобрести молитвослов и присовокупить к посту
индивидуальное молитвенное правило, прочитывая каждый день в течении
недели подготовки ко Крещению, утренние и вечерние молитвы, а накануне
Причастия прочитать вечером каноны и последование ко Святому Причащению.
В колониях имеется вся литература, и они также накануне крещения
собираются в молельных комнатах и вместе прочитывают каноны и молитвы ко
Святому Причащению.
До Крещения или в день Крещения, но до Причастия, крещаемым взрослым и
подросткам предлагается исповедаться в своих грехах. Хотя при Крещении и
прощаются все грехи, но если человек не осознает свои грехи, то сам не
изменится, и будет продолжать грешить.
Напоследок всех этих наставлений, людей, желающих креститься, призываем
влиться в нашу христианскую семью, стать настоящим членом Церкви, чтобы
храм Божий стал домом родным. Чтобы было не только потребительское
желание: что-то взять от Церкви, от Бога, как-то благодати Божией,
исцеления от болезней, исполнение прошений, но и принести Господу Богу и
Церкви себя, свое время, свой талант, свое послушание, и пожертвовать
своей ленью, своим нежеланием, своими похотями.
|