| Опыт подготовки новообращенного к оглашению и Крещению через мирян Татьяна Петровна Ханина, прихожанка Богородице-Рождественского храма поселка Аблакетка Тема очень актуальна в наши дни не только для отдельных прихожан, по послушанию занимающихся миссионерской деятельностью, но и для всех верующих во Христа Иисуса. Часто, только что уверовавшие в Бога, сразу же начинают делиться своим опытом познания Бога среди родных, близких, коллег по работе и просто знакомых. Их порой удивляет, что они наталкиваются на равнодушие или даже отчуждение. Почему? Потому что «невольник - не богомольник». Хотя «само обращение к вере в Бога есть тайна неповторимого взаимоотношения между Богом и человеческой личностью, созданной Богом для Себя», все же надо попытаться так рассказать, пожелавшему слушать о вере Православной, чтобы у него появился интерес, а потом, возможно, и желание стать православным верующим.
Но одних рассказов о Боге недостаточно. Важнее личный пример рассказчика в делах веры, потому что по апостольскому слову, «вера без дел мертва». Особенно это актуально при общении с детьми, т.к. теория ими плохо воспринимается. Они запоминают впечатления. Но и этого мало, по выражению того же апостола Павла, наши «дела без любви – медь звенящая». Ведь мы хотим привести к Богу, которого мы возлюбили, прежде всего, тех, кого мы любим, т.е. близких своих. Мы хотим, чтобы и они стали причастниками чуда сотворчества человека с Богом в деле спасения и уподобления нас Богу, т.е деле обоживания. Но в этом деле необходим опыт и благословение Церкви. Оказывается, в древней Церкви приготовление ко крещению занимало от года до 3-х лет, а иногда и более. Готовившиеся к принятию крещения, «катехумены», или оглашенные, постепенно вводились в жизнь Церкви, посредством специальных обрядов, участия в молитвах, обучения Священному писанию и т.п. В этом приготовлении участвовала вся община, которая таким образом и сама готовилась к принятию новых членов. Кстати, это двойное приготовление дало начало Великому Посту перед Пасхой, назначением которого было просвещение приходящих ко Христу и ищущих в нем спасения и новой жизни. В глазах Церкви это приготовление было неотъемлемой частью Таинства Крещения, как и в любого Богослужения и служения Церкви в целом. Невозможно, например, проникнуться духом Литургии, понять ее значение и быть ее истинным участником, не поняв, что она вся построена в основном тоже на двойном ритме приготовления и исполнения. Этот ритм соответствует двойственной природе самой Церкви. С одной стороны, сама Церковь есть приготовление нас к вечной жизни. Она помогает преобразовать нашу жизнь так, чтобы сама наша жизнь стала приготовлением к конечной цели нашей жизни – жизни в Царствии Божием. С другой стороны, Церковь есть исполнение. Пришествие Христа свершилось. В Нем человек был обожен и вознесен на небеса, а Церковь есть поистине «небо на земле. И в этом небе мы имеем доступ к трапезе Христовой, в Его царстве. Мы получили Святого Духа и можем уже здесь участвовать в новой жизни и пребывать в общении с Богом. Итак, истинное назначение богослужения состоит в том, чтобы осуществить приготовление и явить нам Церковь как исполнение. Не знающие исполнения, пренебрегают приготовлением и в них нет стремления к какому бы то ни было исполнению. Для таких печаль Великого поста не становится «светлой печалью» Страстной Пятницы, благодаря свету, исходящему от Пасхи к которой пост их приготовляет. По учению Православной Церкви, истинное понимание крещения становится возможным только благодаря самому Таинству Крещения и является скорее плодом и следствием крещения, чем его условием. Крещение восстанавливает в нас «младенчество», без которого невозможно войти в Царство Божие. Крещение -это пасхальное таинство, т.е. «переход», который начинается уже в приготовительных обрядах и делает их истинным началом таинства. Раньше, пожелавшего стать христианином, к епископу приводили члены христианской общины – восприемники, свидетельствующие о серьезных намерениях новообращенного и искренности его обращения. Новообращенный зачислялся в достояние Христа, и по молитве священника в начале Великого Поста ему сообщалась высшая цель крещения – спасение, восстановление истинной жизни, утраченной грешным человеком, дар жизни вечной. Приготовление ко крещению состояло из наставлений в вере и экзорцизме (изгнании нечистых духов), т.е. в противостоянии злу в нас и в борьбе с ним своей любовью и послушанием по примеру Христа, а также в подготовке к принятию Символа веры, т.е. присяге с полным доверием и преданностью Христу, чтобы ни случилось. В настоящее время опыт древней Церкви в подготовке к оглашению и крещению новообращенных снова начал применятся в некоторых приходах. И в нашем приходе «Рождества Пресвятой Богородицы» уже есть некоторый опыт приготовления новообращенных к оглашению и к последующему крещению. Такая работа проводится настоятелем прихода и некоторыми прихожанами, которых из-за нехватки времени отец Евгений благословил быть его первичными посредниками в деле подготовки. Эти прихожане подготавливают приходящих в храм и желающих креститься, а также проводят подготовку в тюрьмах и колониях, где есть храм или молельная комната, через ответственных, которых батюшка благословил быть его вторичными посредниками. Работа с новообращенными строится на исполнении «Правила ко Крещению и Святому Причастию», благословленному батюшкой. Правило составлено на основании благословенных Церковью Богослужебых книг: Типикона, Устава, Псалтыри, Часослова. Исполнение этого Правила приближает к традициям древней Церкви, удерживая в рамках Православия, не ограничивая творческий подход в деле подготовки новообращенных. Здесь можно наметить некоторые ступени подготовки: 1. Подготовку к оглашению можно, например, начать с рассказов: - О явлениях всем, а, возможно, и тебе лично милости Божией в чудотворениях по молитвам к Господу, к Божией Матери и святым угодникам Божиим, через святые иконы, через святые мощи, через святую воду, через благодатный огонь и т.д. - О житиях святых. - О Православных праздниках. - О паломничестве по святым местам. - О житейских историях или притчах из православной литературы и святых писаний и т.д. - Можно использовать тестирование, устраивать конкурсы, блицвопросы и ответы, совместное проведение праздников. Тут напрашивается вывод, что и самому рассказчику нужен определенный багаж знаний и личный опыт, поэтому ему желательно и необходимо через воцерковление, познание веры и любви православной, почаще прибегать к советам и благословению своего приходского священника-духовника, жить жизнью прихода и идти на шаг вперед новообращаемого. 2. Далее, можно начать оглашение уже уверовавшего в Бога. Ему говориться: - О спасении нашем в рамках догматов православной веры, очерченных Символом Веры. - О необходимости посещения церкви, являющейся школой православия. - О необходимости участия в общем Богослужении, особенно в праздники церковные. - О необходимости приобретения навыка молитвенного богообщения через келейные (индивидуальные) утренние и вечерние правила, через стремления к непрестанной молитве. - О необходимости чтения Святого Евангелия, Святых Отцов. - О выполнении заповедей Божиих. - О добродетелях: о послушании, о помощи и служении ближним, о милостыне. - О благодатной силе, подающей нам Богом, для нашего духовного возрождения. 3. Оглашенного, пожелавшего креститься, нужно ознакомить с «Правилом по подготовке ко Святому Крещению и к Святому Причастию», и рассказать ему: - Об обряде крещения. - О необходимости очищения телесного через говение, т.е. через воздержание от скоромной пищи и духовного очищения, через покаяние и исповедь, через воздержание от страстей и очищение сердца через усиленную молитву. - О грехах. - О таинстве покаяния с исповедью, о подготовке к исповеди и Святому Причастию. - О том, что Крещение - это начало пути к Богу, что предстоит постоянное трезвение и борьба с самим собой. Наставляющему надо по возможности более достойно помочь новообращаемому подготовиться ко Святому Причастию. Наставляющему всегда следует помнить, что нужна крайняя осторожность, чуткость, индивидуальный подход и правильность в освящении вопросов веры. Нам по возможности надо чаще сверяться и советоваться со священником, брать у него благословение, научая этому и наставляемого. Если по каким-либо причинам «Правило» не может быть выполнено в полноте, надо помочь выяснить желающему креститься, что и как он может выполнить в его обстоятельствах и напомнить ему, чтобы тот обязательно сказал об этом на исповеди и взял благословение ко Святому Причащению. Опыт показывает, что на духовном пути лучше не останавливаться, поэтому и после крещения, держать по возможности новообращенного в поле своего зрения, ревностно относиться к его духовному движению, и не без пользы для себя, т.к. начинаешь и себя подстегивать, чтобы двигаться вперед к Богу, совместно учась смиряться и любить ближних и себя как ближнего, а значит, Самого Бога в них и в себе. |