|
Разработка и применение современных
форм и методик в работе с молодёжью
Священник Константин Акентьев,
настоятель Трехсвятительского храма
поселка Глубокое ВКО
1. Определение термина «современные
формы» работы.
1.1 Интернет;
1.2 Распространение информации на электронных носителях;
1.3 Работа со СМИ, презентации, семинары и пр.
2. Разработка форм (общие положения)
2.1 Построение концепции проекта:
2.1.1 Определение целевой аудитории (группы);
2.1.2Социологическое изучение группы: интересы, авторитеты, язык и пр.;
2.1.3Выбор оптимальной формы работы.
2.2 Творческая часть:
2.2.1 Определение актуальных для выбранной группы тем;
2.2.2Поиск и переложение информации: компиляция, переложение и пр.
3. Методы реализации проекта для каждой из форм работы
3.1 Создание своей платформы;
3.2 Примыкание к существующему стороннему проекту;
3.3 Использование стороннего проекта в качестве платформы для создания
своего.
1. Современные формы работы. По большому счёту, практически всё, с чем
приходится сталкиваться священнослужителю/церковному человеку при
общении с широкой аудиторией так или иначе будет сопряжено с «новыми
формами» работы, поскольку долгое время Русская церковь знала только
одну форму работы с людьми – проповедь с амвона и, в самом начале ХХ
века, обращение через печатное слово. Термин «Современные формы работы»
в моём докладе подразумевает под собой информационное пространство,
которое доступно для широкой аудитории благодаря новым (новейшим)
технологиям, особенно интересным для молодёжи. В первую очередь, это,
конечно, (1.1) Всемирная Сеть – Интернет. Особая ценность Сети в том,
что с помощью её ресурсов можно быстро и просто сделать легко доступной
любую информацию на любую тему и быстрой ответную реакцию аудитории
(т.н. «интерактив»). Стоит ли говорить, что именно Интернет является
наиболее привлекательным для молодёжи информационным пространством? В
дальнейшем, на одном из примеров, я постараюсь показать свой опыт работы
с Сетью.
(1.2) Другая перспективная, на мой взгляд, и вполне ещё не реализованная
форма работы, - распространение необходимой информации на современных
цифровых носителях. Собственно, тут уже ничего нового нет кроме
тщательного подбора предлагаемого материала.
Особенность всего вышеперечисленного в некоей "заочности" процесса
общения и донесения информации – не дано нам немедленно увидеть, как
слово наше отзовётся, чего нельзя сказать о (1.3) более привычных для
священнослужителя формах личного общения: пресс-конференциях, семинарах,
публичных лекциях, «круглых столах» и т.п.
В общении через Интернет или через электронные носители есть возможность
некоей предварительной подготовки, которую нужно использовать для
подбора предельно достоверной информации по теме, особенно это касается
электронных носителей.
При личном общении, - каждый из нас это знает, - гораздо более важную
роль начинает играть человеческий фактор – удержать интерес аудитории,
особенно при беседе с подростками, которым малоинтересны богословские,
философские и культурные тонкости, коих непременно придётся коснуться
при разговоре о христианской духовности.
2. Разработка конкретных форм работы зависит от поставленных задач и
выбранной целевой аудитории, если речь идёт о заранее спланированном
проекте. (2.1.1 – 2.1.3) Молодёжь – это не нечто вполне социально
однородное, в конечном счёте, даже при наличии некоей стадной
составляющей, общение будет проходить с каждым отдельным Васей, Машей,
Аскаром или Чой Сон Воном… Поэтому нужно чётко представлять себе, с кем
ты сейчас говоришь – с «технарём», «гуманитарием», «металлистом»,
карьеристом, спортсменом или пофигистом. Знать о его предпочтениях и
авторитетах, особенностях речи, наконец (сленге). От результатов такого
«исследования» и будет зависеть, в какой форме будет (и будет ли вообще)
проходить общение. Из только что сказанного ясно, что потребуется
возможно, немало времени для того, чтобы сказать: «Вот, сегодня положено
начало такому-то проекту в Интернете или в студии продажи пиратских
дисков!»
(2.2) «Церковь – духовная сокровищница». Этот невероятно пафосный, но
столь же невероятно верный слоган повторяется в разных вариациях ещё со
времен апостола Павла («…Церковь Бога живаго, столп и утверждение
истины» (1Тим.3:15)). И столь же невероятно важно выбрать из этой
сокровищницы такой духовный бриллиант, таких форм и размеров, чтобы он
был удобоносимым для тех, кому мы его хотим предложить.
(2.2.1) У современной молодёжи, да и не только молодёжи, могут возникать
вопросы на такие темы, какие не затронуты (да и не могли быть затронуты)
Библией, Св. Отцами и толкователями прежних веков. Поэтому нужно
научиться компилировать, применять здравый смысл при ответах на
каверзные вопросы. Для примера: дальнейшее развитие нанотехнологий
вполне может привести к тому, что тело человека будет без проблем
работоспособным в течение пятисот и даже более лет. Будет ли тогда нужда
в религии, когда её основа – преодоление смерти, - будет преодолена?
Этот вопрос был практически бессмысленным лет сто назад, бессмысленен он
и сейчас, но что будет лет через сто? Приходится работать и с научными
статьями, объяснять разницу между фантазиями оккультистов, сенсациями от
лженауки и, собственно, гм, «научно-христианской» картиной мира и её
перспективами.
(2.2.2) Уже лет с десять, с разных вершин церковной иерархии, начиная от
Патриархов, покойного Алексия II и нынешнего Кирилла, звучат требования
к священству и церковным людям: говорите с молодыми на современном
языке, языке века ХХI, а не XIX-го… Да, старый язык красив – но
архаичность языка весьма способствует красивому ассоциированию Церкви с
безвозвратно ушедшим прошлым. Возможно, толкиенистов это как-то
«зацепит», но других, ассоциирующих себя с «успешным будущим и
прогрессом», - вряд ли. Иногда, для ответа на какой-то вопрос, просто
достаточно в современных терминах рассказать ту или иную евангельскую
притчу – о блудном сыне, например, или о купце и бисере…
(3)Теперь о самом интересном. О том, как можно запустить проект. Чаще
всего, проект, задуманный заранее, и (3.1) который реализуется на своей,
специально созданной платформе – интернет-сайт, радио- и телепередачи,
семинары, циклы лекций, собственная газета, продажа/раздача фильмов в
иконной лавке и т.п. Плюсы этого метода: сам себе хозяин, что хочу, то и
делаю, никто не зарежет или не подредактирует статью в угоду
политкорректности (правда, и расхлёбывать последствия придётся самому
релизеру), никто не удалит посты из форума… Минусы: как правило, узкий
круг аудитории, часто затраченные силы и средства не сообразуются с
достигнутым результатом. Например: хороший, по наполненности, сайт
павлодарского Благовещенского собора. Но объясните мне, какую полезную
нагрузку несет приклеенный к нему форум? Статистика по форуму:
Всего зарегистрированных пользователей: 75
Последний зарегистрированный пользователь: о.Феодор Сейчас посетителей
на форуме: 2, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 2
Больше всего посетителей (42) здесь было Пн Июн 16, 2008 3:24 pm
Зарегистрированные пользователи: Нет
Правильно, есть возможности – почему бы не сделать? Может быть, и так…
При создании сайта нашего прихода я преследовал только те цели, о
которых заявлено на главной странице, под специальной ссылкой: «Проект
не имеет задачи стать крупным ресурсом или порталом и
носит исключительно местный информативный характер. Вся информация,
представленная здесь, справедлива только для нашего прихода, если не
указано иначе».
Итак, у своего собственного проекта весьма небольшой радиус действия.
Его можно расширить через правильную политику распространения и рекламы,
но всё же вероятность его узкого действия весьма велика, практически
полностью отсутствует обратная связь, невозможно отследить эффективность
работы.
Поэтому, более продуктивным представляется (3.2) работа со сторонним
проектом. Это сейчас я так смело говорю, а когда три года назад я
впервые попал на форум о мобильных телефонах «Супертрубка», я думал
только о том, как починить и наполнить нужным мне содержанием и
настройками свой тогдашний сотовый. Задав нужные мне вопросы, и немного
осмелев, я увидел одну вещь: там не просто знатоки мобильников, а и
весьма интересные люди, спорящие о «высоких материях». Правда, уровень
их знаний о Церкви и о христианстве был, что называется, «ниже
плинтуса», что и не замедлило себя проявить. В общем, ввязался в немалый
спор, благо, что хозяин форума не был против и сам принимал в том споре
участие… Спустя некоторое время, на этом «мобильническом» форуме был
открыт активный раздел о религии и духовности… Единственное, о чём стоит
пожалеть сейчас, так это о том, что в конце 2007 года «Супертрубка»
закрылась за отсутствием средств, хотя с её хозяином и многими
участниками я до сих пор общаюсь в Интернете…
В общем, это второй способ реализации общения с молодёжью, большей
частью спонтанный. Его суть: примыкание к стороннему светскому
интернет-проекту, желательно локально-значимому и по общему интересу,
мониторинг религиозных и духовных вопросов, «коррекция общественного
мнения в сторону аутентичного изложения позиции Церкви или просто
здравого смысла». Плюсы: значительно более широкий охват аудитории,
возможность найти новых интересных и интересующихся людей. Минусы: не
все форумы допускают свободное общение на религиозную тематику и тем
более религиозные споры, дискуссии. Возможности мониторинга обратной
связи и эффективности намного превышают таковые у проекта, реализуемого
на собственной базе. Сюда же, ко второму способу можно отнести любые
конференции, пресс-конференции, «круглые столы», организуемые
общественными организациями, либо госслужбой.
Иногда складывается и такая ситуация: выступление представителя Церкви
на стороннем проекте может настолько заинтересовать слушателей, что
(3.3) предложение специальных бесед на религиозные темы выглядит и
естественным, и даже тактичным. Скажем, на той же «Супертрубке» был
создан специальный религиозный раздел из темы исторической, на недавней
беседе со школьниками и учителями в Глубоковской с/ш в рамках
антисектантской пропаганды, положительно воспринято предложение об
отдельных беседах с представителями Церкви…
Это третий путь достижения общения, идущий от стороннего проекта к
своему, но с заранее известной аудиторией, практически без минусов и с
абсолютной, на мой взгляд, обратной связью – ты непосредственно
общаешься с теми, кому интересно знать о Церкви.
Отдельно хочу предупредить об опасности т.н. «православных форумов». Не
стоит заглядывать на них без крайней необходимости.
Существует множество других форм использования информационных
возможностей Интернета: блогосфера, социальные сети и прочее. Я
рассказал только о своём небольшом опыте работы в Сети.
|