|
Молодежный православный клуб
Священник Иоанн Карабидович,
настоятель Свято-Зиновьевского храма
поселка Новая Согра
Мир вам, уважаемые участники
сегодняшнего мероприятия!
В своем докладе я попробую объяснить, что такое молодежный клуб, почему
встал вопрос о его создании, не только в нашем городе, но и в других
городах? Каковы его цели и задачи?
Мы должны, прежде всего, понять, что православный молодежный клуб - это
не продолжение воскресной школы, и соответственно формы работы здесь
отличаются от форм работы с детьми. Прежде, чем начать работу с
молодежью, предо мной встал вопрос: Как? И что будет являться
фундаментом, на который в дальнейшем мне придется опираться. В священном
писании сказано «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу(Мар.12:17)».
Все мы, как христиане, должны иметь страх Божий перед Богом и почитание
власти той страны, в которой живем, поэтому решением вопроса было то,
что фундаментом будет являться гармоничное взаимодействие государства с
религией. Примером могут быть съезды мировых религий, совершаемые в
нашей стране.
Предлагаю вашему вниманию выдержки из декларации, принятой на втором
съезде:
- принять конкретные совместные меры по стимулированию позитивного
восприятия и освещения межрелигиозных отношений путем проведения
совместных встреч, семинаров, выступлений в СМИ, использования Интернета
и других средств;
- способствовать распространению межрелигиозной терпимости среди
молодежи и ее динамичного восприятия общечеловеческих ценностей;
- интегрировать практику диалога между цивилизациями и религиями в
учебные планы на всех образовательных уровнях, чтобы помочь молодым
людям уважать и воспринимать религиозные и культурные различия без
враждебности.
Вот это и стало основной причиной для создания молодежного клуба. Можно
сказать, причем тут государство, надо говорить и брать за основу,
привлечение молодых людей путем лекций и бесед проповеднического
характера. Хочу заметить, что молодежь наша в большинстве православная
только потому, что имеет принадлежность к православию через Таинство
Крещения и только, а о воцерковленности речи быть не может. Исходя из
этого, мы видим, что наша молодежь - это обычная современная молодежь,
имеющая свои вкусы, взгляды и суждения в духе времени. Им не чуждо
посещение ночных клубов, участие в различных тусовках. Поэтому прежде
чем организовать клуб, нужно определить цели и задачи с расчетом на
перспективный рост, так сказать повышения рейтинга клуба среди молодежи.
В нашем клубе на первых собраниях были предложены основные направления
деятельности клуба. Хочу предложить их вашему вниманию.
1. Духовно-просветительское направление: проповедь в молодежной среде
посредством выступлений священников в помещении клуба и подготовки
докладов. Проведение духовных бесед с людьми в социальных учреждениях,
где участники клуба несут свое служение.
2. Социальное: служение нуждающимся в помощи пожилым прихожанам,
санитарное служение болящим в больнице.
3. Организация паломнических поездок к святыням Православной Церкви.
4. Организация досуга православной молодежи - участников клуба.
Основной формой деятельности клуба является проведение еженедельных
встреч в воскресный день. Раз в две недели в воскресенье в клубе
происходит выступление священника и его ответы на поступающие вопросы, а
в другое воскресенье встречу проводят участники клуба самостоятельно -
это может быть чей-то доклад, просмотр духовного видеофильма, разговор
на духовные темы или обсуждение различных жизненно-актуальных вопросов.
Самое главное в организации клуба - это вопрос: как привлечь молодежь?
Вариант, напечатать объявление, развешать и ждать, сразу отпадает,
потому что молодежь - она чувствует, где искренность, а где просто
формальность. Поэтому где-то приходилось даже быть назойливым, заставляя
себя выбирать момент и подходя к молодым людям, пришедшим в храм,
ненавязчиво, но в то же время с искренним упорством приглашать в клуб.
Поддержкой в этом случае для меня были слова нынешнего патриарха Кирилла
«священники должны понимать, что любой молодой человек, переступающий
порог храма (девушка или парень), — это человек, отмеченный печатью
Божией. Им говорить об этом мы не должны. Но сами должны понимать, что
если этот человек выбрал тропку не на дискотеку, не на гулянку, а в
храм, — значит, какая-то частичка отрока Варфоломея (будущего Сергия
Радонежского) в этом человеке есть. И поэтому мы должны радоваться его
приходу, приметить его, выделить его из общей массы прихожан, уделить
ему особенное внимание. Ведь, может быть, этот паренек, сегодня робко
толкущийся на церковном пороге, в глазах Божиих уже священник или
монах...»
Следующая ступень в организации - это определение возрастной категории.
Подходить к этому вопросу с позиции – все мы молоды душой, а посему кто
придет, тот пусть и ходит, сразу скажу, не приемлема, потому что
мировоззрение до 30 лет и после 30 очень разное. Поэтому если мы хотим
создать молодежный клуб, а не дисскусионное собрание взрослых дядей и
тетей, или, наоборот, подростково-юношеские встречи, хотя и то и другое
тоже хорошо и тоже нужно, но я еще раз подчеркиваю, мы создаем
молодежный клуб, поэтому возраст, от 17 до 30 лет, самый оптимальный
вариант.
Таким образом, создав клуб, в дальнейшем главной задачей является
сохранить то, что имеем и преумножить, а для этого держаться только
намеченных целей недостаточно. Постоянно нужно придумывать все новые и
новые формы работы с молодежью, привлекая саму молодежь. В этом случае
мне понравилась идея, высказанная диаконом Андреем Кураевым: «Дело в
том, что молодой человек должен что-то делать, он не может просто
работать подсвечником в храме. Надо придумать для него работу, зону его
ответственности, чтобы каждый молодой человек понимал: «Это мое и от
меня что-то зависит в жизни Церкви».
Мне кажется, было бы здорово, если бы в наших храмах были введены
послушания «акалуфов» — людей, стоящих у дверей. Эти молодые люди могли
бы попарно дежурить у входа в храм, особенно в такие дни, когда могут
зайти захожане (не прихожане, а захожане — люди, которые только еще
прокладывают свою тропиночку в храм). И вот задача этих дежурных молодых
людей была бы двоякая.
Первая — обращать внимание на этих зашедших и, не подходя к ним, на
расстоянии, издалека, коситься в их сторону для того, чтобы защитить их
при случае от посягательств. Тут надо, конечно, корректно подойти и
остановить ту самую костлявую руку, о которой митрополит Кирилл говорил
в мае 2002 года на московском съезде молодежи, и сказать: «Простите,
матушка! Благословение отца настоятеля, чтобы с новозашедшими в храм
общались мы!».
Вторая же задача — задача-максимум — при случае подойти самим и
спросить: «Не можем ли мы чем-то помочь, что-то рассказать?».
Такое общение было бы полезно не только для тех, кто зашел в храм; это
было бы важно и для тех, кто уже в храме. Потому что эти молодые
дежурные для ответов должны были бы изучить историю своего храма,
историю, сюжет и символику каждой иконки, которая в храме есть, должны
были бы хорошо знать богослужение, то есть опять же историю и символику
каждого песнопения. Они должны были бы уметь отвечать на основные
недоумения, какие есть у людей по поводу нашей жизни и веры. И,
соответственно, это понуждало бы самих этих молодых дежурных лучше
изучать Православие. И это давало бы им возможность чем-то еще прикипеть
к церковной жизни».
Таким образом, основной целью ПМК является помощь молодому человеку быть
православным христианином в современном обществе, не испытывая при этом
чувство неловкости, а, наоборот, возвышая звание ХРИСТИАНИН в среде
неверия.
Иначе можно сказать словами апостола Павла: «Для немощных был как
немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы
спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть
соучастником его.(1Кор.9:22-23)»
В заключение хотелось бы сказать о том, что, работая с молодежью, не
нужно ровняться под нее, но и возвышаться над нею тоже не надо, нужно
быть равным, сохраняя при этом авторитарность и тогда успех, и уважение
в среде молодых людей вам обеспечен.
Благодарю за внимание!
|