Троицкий храм

Чтения, посвящённые 200-летнему юбилею Свято-Троицкого храма г. Усть-Каменогорска  

Свято-Андреевский собор г. Усть-Каменогорска. В нём проходили Чтения

Фото

Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на страничке, посвящённой 200-летнему юбилею старейшего православного храма города Усть-Каменогорска.

Есть такие события, о которых можно не вспоминать, и о которых совершенно необязательно знать нормальному человеку для того, чтобы достойно прожить свою жизнь. Но есть и такие, без знания и памяти о которых нельзя называться достойным человеком. Знаменитое выражение Цицерона "Битва за алтари и очаги" напоминает нам о том, что именно делает нас достойными людьми: любовь к Богу и любовь к Родине. И юбилей Троицкого храма, сочетая в себе эти две любви, как нельзя лучше подходит для разговора о нашей жизни, - её прошлом, настоящем и возможном будущем, в том числе и будущем в Вечности. Об этом рассуждали участники состоявшихся 22-23-го июня сего года Троицких чтений - священнослужители Усть-Каменогорского церковного округа, преподаватели, госслужащие, журналисты, представители общественности. Здесь вы можете ознакомиться с содержанием докладов, выводов, дискуссий, - надеемся, что вам наш труд будет и интересен, и полезен.

Троицкий храм города Усть-Каменогорска: Страницы истории.
(1789 – 1809 гг.).

Иеромонах Иустин (Ларионов Михаил Михайлович),
заштатный клирик, заведующий сектором истории религии ВКО
архитектурно-этнографического и
природно-ландшафтного музея-заповедника





Троицкая церковь Усть-Каменогорской крепости (1789 – 1809 гг.)
(фотография начала XX века)

В 2009 году православные христиане, а также культурная общественность города Усть-Каменогорска отметят значительное событие в истории родного края – двухсотлетний юбилей Троицкого храма, который является старейшей церковной постройкой на всей огромной территории Казахстанского Прииртышья от китайской границы до российских пределов. Более ранним, по хронологии, являлся Знаменский собор в городе Семипалатинске [1], строившийся с 1777 по 1782 годы [2], но его ожидала трагическая судьба: он был уничтожен в советский период [3]. Что же касается Усть-Каменогорска, то Троицкий храм – самая первая кирпичная постройка города, к счастью, хоть и не в первоначальном виде, сохранившаяся в городе.
Православная христианизация Прииртышья, деятельность священнослужителей и зодчих, внесли серьезные изменения, как в характер, так и в направление развития его культуры. В отношении материальной культуры, дело касается, прежде всего, архитектуры и строительства. Об имевшихся в наличии сооружениях Прииртышья, в дохристианскую эпоху мало известно, а то, что известно, не дает оснований приписывать им большую архитектурную ценность. С появлением православия, в крае стали воздвигаться церкви по образцу культовых сооружений России. До конца XIX века количество их не было достаточным, территория прихода отдельного храма могла достигать нескольких десятков квадратных километров. В частности клириками Троицкого храма духовно окормлялись не только устькаменогорцы, но и жители отдалённой Кокпектинской станицы, где собственный Георгиевский храм появился лишь в 1865 году.
«…Появление в зарубежной степи русского оседлого пункта – Кокпектов, поставило на очередь вопрос о лучшем удовлетворении религиозно-нравственных потребностей православного населения… Ближайшей приходской церковью к Кокпектам являлась Усть-Каменогорская крепостная Троицкая церковь, причт которой периодически наезжал к кокпектинцам… Архиепископ Тобольский и Сибирский Георгий предложил Усть-Каменогорскому Благочинному протоиерею Иоанну Тутолмину расположить кокпектинцев к построению собственной церкви… Так поднялся вопрос: о построении в Кокпектах храма, который и был воздвигнут в 1854 г. Позднее кокпектинцы получили самостоятельный причт» [4].
Кокпектинская церковь получила название Великомученика Георгия Победоносца. Построена она была в 1854-1865 годах на средства Войскового (казачьего – авт.) Хозяйственного Управления и прихожан [5]. Причт состоял из священника и псаломщика. Известно имя одного из настоятелей – священник Григорий Осипов [6].
Таким образом, Троицкая церковь Усть-Каменогорской крепости играла важную роль в деле распространения православного христианства в Прииртышье, являлась очагом духовности, а в дальнейшем и рассадником просвещения. Рассмотрим в деталях некоторые сюжеты, связанные с её появлением и дальнейшей историей.
Появление первого помещения для совершения богослужений на месте существующего здания Троицкой церкви, неразрывно связано со строительством в устье рек Иртыша и Ульбы фортификационного сооружения. В 1720 году, небольшой отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайловича Лихарева отправился из Тобольска вверх по Иртышу, с целью исследования возможных путей к Яркенду, а также строительства крепости в районе озера Нор-Зайсан.
Не обнаружив там подходящего места для этого, экспедиция двинулась по Черному Иртышу, где «…на 12 день плавания… русские были встречены сильным отрядом джунгар. Завязалось сражение, продолжавшееся трое суток, после чего с предводителем джунгар…был заключен мир.
Возвращаясь обратно…Лихарев в 1720 году основал Устькаменогорскую крепость.
Тот час же в это укрепление был командирован из Европейской части России драгунский Колыванский полк, который привез с собой походную церковь. Это была самая первая церковь в Устькаменогорской крепости. С полком прибыл иеромонах Георгий. Походный храм был легкий и быстро складывающийся.
Дубовые складные рамы, обтянутые голубым китайским штофом, изобразили иконостас. На этой-то легкой китайской ткани и были написаны иконы…
Около сороковых годов XVIII столетия в Устькаменогорской крепости появляется уже деревянная церковь, впоследствии сгоревшая. Церковь была небольшая, с отдельной колокольней и крытая берестой. По распоряжению митрополита Тобольского Павла, вместо сгоревшего храма был заложен новый…» [7], освященный 6 июня 1775 года.
«…Через 14 лет после постройки деревянной церкви, поднялся вопрос о замене ее каменной, в виду ветхости деревянного храма. Каменный храм был заложен 26 июня 1789 года по благословению Варлаама, епископа Тобольского…
Постройка церкви затянулась на 20 лет. Чем вызывалась такая медленность в построении не особенно большого храма, из дел церковных трудно усмотреть…» [8]
«…Одна из возможных причин – неоднократные изменения проекта. Изначальный вариант предполагался по образу и подобию собора Петра и Павла в одноименной крепости города Санкт-Петербурга. Это популярный в петровскую эпоху стиль голландских кирх. Вытянутый четырехугольник, в середине увенчанный барабаном – как правило, восьмерик с луковичной главкой. Стены прорезаны узкими прямоугольными оконными проемами. Колокольня задумывалась как упрощенный вариант колокольни упомянутого собора Петра и Павла, с огромным шпилем…» [9]
В проекте 1792 года произошли существенные изменения. «… Во-первых, храм из … однопрестольного превращался в трехпрестольный, в плане имевший вид креста со смещением приделов к западу от центральной части. Мощный притвор имел утолщенные внутренние несущие стены, предназначенные для основания колокольни, форма которой резко изменилась, и стала являть собой … архаичный четырехугольник, прорезанный огромными проемами с полуциркульным завершением. Над почти плоской крышей по-прежнему предполагался шпиль, довольно больших размеров. Оконные проемы по-прежнему прямоугольники, стены почти лишены декора, и здание несколько оживилось карнизом и выступами приделов.… Итак, предполагаемый двухпрестольный храм с главным алтарем во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и приделом во имя Равноапостольного Царя Константина, уже на второй стадии превращается в трехпрестольный…
Законченный в 1809 году постройкой, храм имел уже тот вид, который мы можем себе представить с помощью дореволюционных фотографий. Крестовое в плане здание с утолщенной притворной частью, и приделами, и несколько зауженной центральной частью, завершавшейся пятигранником алтарной апсиды. Форма колокольни не претерпевает значительных изменений. Вместо почти плоской крыши появилась четырехскатная, шатровая с высоким узким барабаном и красивой луковичной главкой… Крыша стала выше и зрительно воспринималась равной по высоте стенам здания, которые лишились своих прямоугольных окон, замененных… на проемы с полуциркульным завершением. Барабан купола – восьмерик, лишенный теперь своих световых функций…
Потолок внутри храма был плоский. Это видно на чертеже церкви, сделанном в сентябре 1844 года. Над алтарной частью и приделами было по одному маленькому куполу – всего, таким образом, включая колокольню, храм имел 5 куполов… Стены имели членение рустованными лопатками. Ограда церкви довольно типична: на высоком цоколе кирпичные столбы с кованой решеткой. Имелось два прохода: центральный – против главного входа, и в северной части, недалеко от алтаря…» [10] 9 сентября 1810 года состоялось освящение храма. Главный престол посвящен Пресвятой Троице, правый, в память прежних деревянных построек, Иоанну Богослову, а левый – Пророку Божию Илие.
«По свидетельству священника Бориса Георгиевича Герасимова, кирпичная (каменная) церковь воздвигалась на средства прихожан, но главным образом, на сумму инженерного департамента, отпущенную согласно Высочайшего Указа 1799 года… Есть предания, что иконостас в церкви (был) поставлен на личные средства князя Эристова, командира одного из крепостных полков…» [11].
Таким образом, получился удивительный по своему облику архитектурный памятник, один из самых интересных в регионе.
Троицкая церковь оставалась единственным храмом Усть-Каменогорска вплоть до 1888 года, когда был построен и освящен Покровский собор, к сожалению, не сохранившийся до нашего времени.
Дореволюционная история Троицкой церкви неразрывно связана с именами известных в крае священнослужителей. С 1860 по 1870 годы, в сане диакона в храме служил Евфимий Владимиров, известный среди православных Прииртышья святостью своей жизни. В 1870 году он был рукоположен в священники и назначен настоятелем Успенской церкви села Тарханского. Впоследствии долгие годы служил в Воскресенской (Казачьей) церкви в Семипалатинске, возле алтаря которой и был похоронен.[12]
С 1876 по 1912 годы в Троицком храме служил протоиерей Александр Сосунов, в должности настоятеля и благочинного. Кроме этого, он был законоучителем Мариинского Женского Училища, занимался литературой, метеорологией и археологией, пользуясь любовью и уважением всех знавших его при жизни. Похоронен он был в ограде Троицкой церкви. При нем начинал свое служение Церкви будущий известный ученый-краевед, священник Борис Герасимов, в детские и юношеские году бывший прихожанином храма. Отец Александр был его первым наставником. [13]
В 1918 году принял мученическую кончину протоиерей Сергий Феноменов, ныне причисленный к лику святых Русской Церкви. [14]
Обновленческий раскол, потрясший до основания Русскую Православную Церковь, достиг и Усть-Каменогорска. В 1923 году Троицкий храм переходит в руки обновленческих раскольников[15], а в 1928 году, на долгие десятилетия, в нем прекращаются богослужения. После закрытия, в Троицкой церкви в разные годы размещались: овощехранилище, картофелехранилище, гарнизонный клуб. В последние десятилетия советского периода в храме размещался склад Военторга №1.
За годы лихолетий Троицкий храм претерпел значительные изменения. Утраченными оказались: колокольня, купола, алтарная апсида, оформление интерьера. Разрушена церковная ограда, а так же памятники существовавшего в дореволюционный период некрополя.
Возрождение активной духовной жизни этого старейшего в Казахстанском Прииртышье православного храма началось в 1991 году, после передачи его, а так же ряда других сохранившихся построек крепости, Алматинско-Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви. Первым настоятелем Троицкого храма, в наше время, стал протоиерей Вячеслав Михайлович Дылевский (ум. в 1997 году). В 1993 году, постановлением Священного Синода РПЦ, на базе храма и прилегающей к нему территории был учрежден Свято-Троицкий мужской монастырь.
В настоящее время количество православных храмов в городе на Иртыше значительно увеличилось. Тем не менее, значение в духовной жизни города Троицкой церкви по-прежнему велико. Приход этого храма – один из самых многочисленных в Усть-Каменогорске. При монастыре активно действует воскресная школа для детей и для взрослых, с недавних пор функционирует духовно-просветительский центр для молодёжи.
С сожалением следует отметить тот факт, что на неопределённый срок отложено решение вопроса реставрации храма, который является памятником архитектуры, находящимся под охраной государства. Ныне вся активная строительная деятельность, осуществляемая в монастыре, сконцентрирована вокруг нового здания громоздкого собора, вопреки всем законодательным актам по охранным зонам сооружённого на месте остатков крепостного вала. Огромный пятиглавый собор «задавил» своей богатырской мощью скромное, но по-своему изящное здание Троицкой церкви, интереснейшего памятника отечественной истории.


Источники и примечания:
1. 21 июня 2007 года город Семипалатинск переименован в город Семей.
2. Священник Димитрий Алексинский. «Краткое сказание о Чудотворной Иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о Чудотворной же копии с Нея, находящейся в городе Семипалатинске и о Святом ключе» Семипалатинск, 1899 г., стр. 15.
3. В.Н. Кашляк «Трагическая судьба собора» // Семипалатинск. Три века истории. Новосибирск, 2002 г.,стр. 191 - 195.
4. Б.Г. Герасимов. Избранные труды. Факсимильное издание. Усть-Каменогорск. Шыгыс-Баспа. 2000 г.// «Первые осёдлые засельщики Кокпектинского Округа», стр. 113 – 114.
5. там же // «Старинные церкви Семипалатинской области», стр.181.
6. Адрес – календарь Семипалатинской области. г. Семипалатинск. 1914 г., стр. 73.
7.Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 г. – 335 с. // Старинные церкви Семипалатинской области, стр. 135 – 137.
8. Там же. Стр. 137 – 139.
9. Иеромонах Иустин (Ларионов М.М.). Православие в архитектуре и истории Восточного Казахстана. – Усть-Каменогорск. 2006 г. – 128 с. Архитектура дореволюционного Усть-Каменогорска, стр. 50.
10. М.М.Ларионов. Православное зодчество Восточного Казахстана. – Усть-Каменогорск. 2007 – 144 с, стр. 12.
11. Там же, стр. 13.
12 «Свет Православия в Казахстане» №1 (96) - периодическое издание Алматинской Епархии Русской Православной Церкви, Алматы, 2003 г. // «Семипалатинский батюшка», стр.36 – 39.
13. Б.Г.Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000 – 335 с. // Старинные церкви Семипалатинской области, стр. 146 – 147.
14. «Свет Православия в Казахстане» № 6 (91) – Приложение. Календарь казахстанских новомучеников (январь – сентябрь), стр. 9.
15. Усть-Каменогорск. ГАВКО, ф. 1, оп. 1, д. 1, лист 94.

 

Доклады
Дополнительные материалы
Отзывы
 
Используются технологии uCoz