Троицкий храм

Чтения, посвящённые 200-летнему юбилею Свято-Троицкого храма г. Усть-Каменогорска  

Свято-Андреевский собор г. Усть-Каменогорска. В нём проходили Чтения

 

Выводы и предложения по чтениям

Докладчики:
I. Духовенство.
Благочинный Усть-Каменогорского Церковного округа игумен Митрофан (Тузов):
Выводы: Впервые подобные чтения прошли в нашем Благочинии. Нельзя сказать, что «первый блин комом». Многим выступающим, слушающим и задающим вопросы есть о чем сказать, есть что спросить. Тем не менее нужно выделить дисциплинированность светских представителей – докладчиков, они укладывались в регламент, у них есть опыт работы на семинарах, а также выделить качество докладов светских выступающих. Нам есть чему у них поучиться. Тема «Духовность и молодежь» позволила высказаться довольно-таки широко по данному вопросу. Высказать мнения с различных точек зрения, и высказаться различным людям – церковным и нецерковным.
Предложения: Безусловно, необходимы семинары для работников воскресных школ (отдельно), необходимы семинары непосредственно для молодежи (совместные – церковная молодежь и светская), чтобы молодежь выступала и задавала свои вопросы.


Иеромонах Агапит (Никонов), настоятель Свято-Никольского храма села Бородулиха:
1. Воспользоваться опытом работы преуспевающих преподавателей воскресных школ посредством издания и распространения их опыта работы через православные или светские СМИ.
2. Отправлять делегации на Рождественские или Глинские чтения для приобщения к новым и старым формам работы с детьми и молодежью.
3. Разработать программы для воскресных школ с учетом возрастных особенностей.
4. При работе с МПК (молодежными православными клубами) можно выявлять способных молодых людей для возглавления определенных родов деятельности, например:
А) Литургическая (Богослужебная),
Б) Миссионерская,
В) Издательская (газеты, журналы, буклеты и т.д.),
Г) Историко-археологическая (изучать и сохранять Святыни края),
Д) Трудовая (помощь храму, немощным, одиноким),
Е) Спортивная (походы, летние лагеря, игры подвижные и т.д.),
Ж) Благотворительная (дома престарелых, больницы, тюрьмы и т.д.),
З) Паломническая (поездки по Святым местам).


Иерей Игорь Копылов, настоятель Свято-Никольского храма, г. Риддер:
1. Распространить образцы договоров о сотрудничестве православных приходов и светских учебных заведений.
2. Устроить встречи преподавателей воскресных школ до 1 сентября 2009 года для обмена опытом.

Иерей Евгений Яганов, настоятель Богородице-Рождественского храма пос. Аблакетка г.Усть-Каменогорска:
1. В отношении вопроса воспитания молодежи и детей в нашем благочинии заметна явная тенденция к достижению духовенством и прихожанами нравственности. Но выявляется в то же время отсутствие должной подготовленности в плане профессионального и компетентного решения вопросов воспитания.
2. В связи с чем, по приходам нужно разрабатывать и предлагать программы повышения компетентности и профессионализма в этих вопросах среди духовенства, преподавателей ВШ и прихожан по рекомендациям Чтений.
3. Церковь и светское образование подошли к тому рубежу, на котором явно видна необходимость и есть широкие возможности по взаимному сотрудничеству. Необходимо в более тесном сотрудничестве рассмотреть и использовать все доступные возможности, методические приемы в деле воспитания и повышения нравственности среди молодежи и детей.
4. Предложить рекомендации по созданию Молодежных Православных клубов при светских учреждениях.
5. Сделать проведение Свято-Троицких Чтений ежегодными.
6. Провести конференцию на тему духовно-нравственного совершенствования с привлечением участников и представителей других областей.
7. Печать материалов Чтений.

Иерей Константин Акентьев, настоятель Трехсвятительского храма поселка Глубокое:
Предложения: Расширить качественный состав участников, чтобы больше было людей нецерковных.
Непременно, после окончания чтений предпринимать конкретные действия.

II. Светские докладчики.

Валентина Петровна Иванова, методист ГОРОО:
Проблемы формирования духовности в современной школе:
1. Падение престижа семьи, отсутствие нравственных ценностей, идеалов в семье.
2. Воспитание мальчиков и девочек, как лиц, выполняющих разные социальные роли в обществе, вредные привычки и аморальный образ жизни.
3. Религиозные секты.
4. Отсутствие учебных предметов, в которых раскрывается роль религии в формировании личности ребенка.
Формы работы:
1. Дебатный клуб.
2. Конкурс дистанционных проектов, например «Памятники ВКО».
3. Круглые столы.
4. Дискуссии.
5. Введение факультативных курсов «Граждановедение», «Религиоведение».
Предложения:
1. Разработать программу курса «Религиоведение».
2. Установить деловые контакты для консультирования учителей, преподающих «религиоведение».
3. Проводить совместные мероприятия (школ и православной церкви).
4. Организовать цикл лекций для учащихся средних классов «Храм как произведение архитектурного искусства».

Нелли Леонидовна Краснобаева, завкафедрой «Философии» ВКГТУ им. Д. Серикбаева:
Проблемы:
1. Нестабильная экономическая ситуация, люмпенизация и криминализация определенной части молодежи, общее снижение уровня культурных запросов являются питательной почвой для восприятия молодежью экстремистских лозунгов и радикальных идей типа построения исламского государства, халифата, а также социально-политических утопий отдельных нетрадиционных для региона сект.
2. У учащейся молодежи Казахстана нет твердых мировоззренческих ориентиров, поскольку отсутствуют философия и идеология обновления, твердые и ясные критерии социально ответственного поведения. Экономические реформы сопровождаются процессами усиления социальной дифференциации, углубления неравенства между различными классами и слоями общества, ослаблением, утратой социальной защищенности. Все это в совокупности усиливает правовой нигилизм, формирует атмосферу духовного вакуума, вызывая у молодежи пессимистические настроения, безразличие к общественной жизни, порождает массовую социальную апатию и провоцирует девиантное поведение.
3. Особенностью современной религиозной ситуации является тот факт, что в общественном мнении отождествляется национальная и конфессиональная принадлежность. Вполне логично предположить, что любое усложнение, тем более обострение межконфессиональных отношений будет перенесено в межнациональную сферу, и наоборот. В случае же возникновения подобного типа конфликтов их основными и наиболее активными участниками станет именно молодежь.
Предложения:
1. В школах и учебных заведениях подрастающему поколению должны прививаться общечеловеческие мировоззренческие основы, высоконравственные постулаты, изложенные в мировых религиях. Единственно действенный способ борьбы с религиозным экстремизмом — это религиозное просвещение. Человек, глубоко знающий свою религию, никогда не позволит сделать себя орудием экстремистов.
2. Для совершенствования взаимодействия государства с религиозными объединениями, а также местных государственных органов с религиозными объединениями - акции помощи, - круглые столы, - встречи. Все проводить совместно с религиозными объединениями и направленными на сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей народов населяющих территорию Восточного Казахстана. Разработка комплекса мер, направленных на недопущение появления в средствах массовой информации, печатных изданиях, компьютерных сетях, сюжетов, содержащих элементы пропаганды этнической и религиозной неприязни; Деятельность по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
3. Меры по укреплению внутриполитической стабильности и межконфессионального согласия. Деятельность средств массовой информации (программы), с участием традиционных религиозных организаций или с участием религиоведов, представителей общественных организаций по вопросам сохранению в обществе атмосферы взаимного уважения и диалога в вопросах свободы вероисповедания. Духовно-нравственное, патриотическое и правовое воспитание детей и молодежи, в сфере образования, в том числе, религиозного образования; Просветительская работа в Домах дружбы, школах и общественных центрах.
4. Выступить с инициативой о включении курса «Религиоведения» в программу образовательных учреждений; Разработать программу учебно-методических пособий для преподавания курса «религиоведения» и разъяснительных курсов.
5. Создание электронного сайта по вопросам «Религиоведения» и «Места и роли религии в современном обществе».

Светлана Сергеевна Царегородцева, кандидат филологических наук, руководитель «Русского центра» при фонде «Русский мир», МЭСИ:
1. Объединить усилия по созданию учебного пособия, которое помогло бы современной молодежи войти в храм. Примером может послужить рабочая тетрадь российского комплексного образовательного проекта «Шаг за шагом» из серии Искусство для 10-11 классов «Мы входим в храм». Пособие написано священником Вячеславом Перевезенцевым и искусствоведом Ириной Языковой.
2. Вопросы духовности молодежи нужно решать соборно, совместными усилиями церкви, государства, университетов, общественных организаций.

III. Докладчики из числа прихожан.
Марина Викторовна Колосова, сотрудник пресс-службы Усть-Каменогорского Благочиния и прихожанка Богородице-Рождественского храма пос. Аблакетка г. Усть-Каменогорска:
1. Хотя бы раз в полгода проводить семинары с привлечением общественности и не только в храме, но и в клубах, школах, вузах и т.д. на различные духовно-нравственные темы на простом и понятном языке.
2. Ежегодно, особенно перед началом учебного года, в августе, проводить семинары или круглые столы для преподавателей воскресных школ и руководителей молодежных православных клубов по обмену опытом, выработке методик работы и рекомендаций.
3. Освещать деятельность воскресных школ, подростковых и молодежных православных клубов через СМИ и Интернет, в частности на сайте «Православие в Восточном Казахстане»..
4. Обозначать проблемы воспитания подрастающего поколения и искать совместные пути их решения в сотрудничестве со светской системой образования, всегда помня, что «чужих детей не бывает!».
Прихожане Усть-Каменогорского Благочиния:
1. Создать при воскресных школах Попечительские советы для проведения:
- фестивалей детских, фольклорных песен,
- проведения выставок детских работ, принимать участие в городских выставках.
2. Начать работу по созданию Кризисного центра поддержки семьи и ребенка.
3. Привлечь молодежь к реставрации Катон-Карагайской Покровской церкви.
4. Объявить конкурс в Интернете по номинациям на создание детско-подростковых фильмов: «Мой путь к Богу», «Слава Богу» и др.
6. Ввести традицию ежегодных чтений по данной проблеме с привлечением к докладам молодежи, родителей с просмотром видеосюжетов на 3-5 минут по духовной тематике от молодежи.

Отзывы приглашенных гостей
Иеромонах Никодим, клирик Свято-Троицкого мужского монастыря:
1. Назрела необходимость переводить: директора воскресной школы, преподавателя или руководителя молодежного клуба на профессиональную основу. Платить им зарплату, т.к. все они участвуют в своей деятельности на ниве Христовой, на общественных началах. Имеют основную работу и не могут каждодневно заниматься детьми, молодежью.
2. Выделять для молодежных клубов помещения, в которых они могли бы собираться или прийти в любое время.
3. Находить для молодежи формы деятельности (кружки рукоделия, работа на территории храма, огород, газон, цветники или ремонт храма, больницы, детские дома, дома престарелых).
4. Создавать материально-техническую базу молодежных клубов (инструмент для кружков по рукоделию, палатки, спальные мешки, надувные лодки для походов и т.д.).
5. Больше использовать опыт молодежных клубов ближайших соседей, Новосибирска и Барнаула, и дальних Москвы и центральных районов России. Участие в совместных мероприятиях.
6. Настоятелям проявлять заботу о укомплектовании библиотек литературой, компакт дисками просветительского характера для молодежи и для неофитов. По возможности библиотека должна работать каждый день.
Майор Р.П. Волик, воинская часть № 27943, пос. Ахмирово:
- Я благодарен, что мне выпала честь присутствовать на таком празднике, впервые проведенном в нашем городе, и являясь представителем от воинской части и записав на кинокамеру все выступления, сделаю небольшой фильм для своих сослуживцев, так как каждый в этом мире приходит к Богу по-своему.

На главную

 

 
Используются технологии uCoz