Троицкий храм

Чтения, посвящённые 200-летнему юбилею Свято-Троицкого храма г. Усть-Каменогорска  

Свято-Андреевский собор г. Усть-Каменогорска. В нём проходили Чтения

 

 Паломнические поездки по святыням Восточного Казахстана
студентов ВКГУ им. С. Аманжолова
 

Светлана Сергеевна Царегородцева,
кандидат филологических наук,
руководитель «Русского центра»
при фонде «Русский мир»


В настоящее время происходит перераспределение политических приоритетов и культурных ценностей во всем мире. Поиски новых социокультурных ориентиров очень актуальны на пороге нового тысячелетия для человечества, навсегда покончившего с изолированностью историко-культурного развития и остро ощутившего целостность мира.
Однако в новом информационном обществе выросло поколение, воспитанное на компьютерных играх, проводящее большее количество времени не в реальном, а виртуальном мире. Виртуальный мир, мир компьютерных игр не всегда способствует духовному развитию молодежи. Например, у мальчиков любимым жанром компьютерных игр являются так называемые, шутеры или бродилки-стрелялки, их цель: догнать и убить виртуальное существо. Догоняет тот, кто моделируется и осознается как «я». Догоняя, «я» ранит, сталкивает, сбивает всех, кто встретится на его пути. Одна из разновидностей подобной игры называется «кровавые шутеры», есть игра «избей их всех» [1].
Такие игры формируют агрессию, стирают грань между «можно» и «нельзя» в самых сущностных понятиях и ценностях, таких как человеческая жизнь, здоровье, терпимость, боль, страдание, сострадание.
На сайте http://i-gamez.ru/zhanry говорится, что цель компьютерных игр – убить время. Действительно, подросток, играющий в такие игры, убивает время, не осознавая его ценности, более того, он убивает свою душу и свое будущее. В условиях только светского воспитания дети, находящиеся под преобладающим влиянием массовой культуры, приобщиться к моральным ценностям христианства зачастую не могут и под влиянием семьи. Поэтому в учебные планы многих университетских специальностей в блок социально-гуманитарных дисциплин введен курс религиоведения, а для всех специальностей – культурология. Эти курсы, назначение которых сформировать систему ценностей у студентов, знакомят с основами мировых религий, приобщают к изучению таких книг как Библия, Коран, Авеста и др.
Учитывая, что мы живем в регионе, где преобладающее большинство населения исповедует православие и ислам суннитского толка, необходимо обратить особое внимание именно на эти религии.
Студенты не всегда знают историю и происхождение, как христианства, так и ислама, имеющих много общего в нравственных ориентирах. Например, в этих религиях достаточно близки понятия греха. В христианстве и исламе особо тяжкими грехами считаются: убийство, воровство, прелюбодеяние, ложь, клятвопреступление, зависть и желание чужого имущества. В исламе нерассудительность под влиянием страстей и глупость как следствие нерассудительности сравнимо с грехом гордыни в православии. А признание равенства всех людей, особенно пред лицом смерти как конечного итога жизни, уже стало общечеловеческой нормой, закрепленной в Декларациях прав человека.
В поликультурной среде необходимо находить общее и объединять, а не различия, чтобы противопоставлять. Организуя паломнические поездки по храмам и святыням Восточного Казахстана, мы приглашаем в них студентов различных национальностей и вероисповеданий, и случаев неуважения к другой вере никогда не было, прежде всего, благодаря интересному, взвешенному и глубокому диалогу, который в ходе поездки ведет с молодежью Отец Иустин, разработавший и маршруты наших поездок. Двигаясь по маршруту Усть-Каменогорск – Семипалатинск, мы заезжаем в сельские приходы, где осматриваем церкви. Особенное впечатление на участников паломничества обычно производит церковь в Митрофановке. Отец Иустин рассказывает об истории ее создания, подчеркивает сходство с Покровским собором, когда-то стоявшим в центре Усть-Каменогорска. Объяснения сопровождаются демонстрацией старинных фотографий: Покровский собор в начале века, Митрофановская церковь еще не разрушенная. Мы обходим церковь со всех сторон, рассматриваем ее основные архитектурные детали. Апсида, нефы, увиденные воочию, перестают быть только терминами, а в сердцах поселяется боль за разрушенные святыни.
В Семипалатинске мы останавливаемся на ночлег в помещении церковно-приходской школы Воскресенского Собора, присутствуем на вечерней службе, а утром просыпаемся под колокольный звон.
Посещаем Святой ключ и слушаем историю особо почитаемой в наших местах иконы Абалакской Богоматери, легенду о том, как обнаружил ее благородный татарин.
В центре Семипалатинска заходим в старинные мечети: одноминаретную и двуминаретную, которую посещал Абай. И вновь слова «минбар», «михраб», «минарет» перестают быть заученными терминами.
Последний храм, который мы обычно посещаем, находится в Озерках. В ноябре 2003 года там служил отец Сергий и во время заутрени, обратившись к студентам-паломникам, пожелал благополучия всем путникам. Отец Иустин рассказал, что храм, построенный в 1912 году, является ярким примером сибирского барокко.
Главным итогом такой поездки является то, что многие из молодых людей ВПЕРВЫЕ вошли в храм или мечеть. По окончании паломничества несколько студентов говорили с Отцом Иустином о Крещении, о том, как к нему подготовиться.
Но мы увидели и то, что у молодежи не хватает многих знаний, чтобы более сознательно воспринять то, что они увидели. Мы предлагаем объединить усилия по созданию учебного пособия, которое помогло бы современной молодежи войти в храм. Примером может послужить рабочая тетрадь российского комплексного образовательного проекта «Шаг за шагом» из серии Искусство для 10-11 классов «Мы входим в храм» [2]. Это пособие, написанное священником Вячеславом Перевезенцевым и искусствоведом Ириной Языковой, имеет следующие разделы:
1. Архитектура храма: структура и символика.
2. Храмовое действо как синтез искусств.
3. Икона и иконостас.
4. Богослужение и церковные праздники.

А заканчивается обращением «Мир входящему» и словарем церковных, искусствоведческих и архитектурных терминов.
В беседах с молодежью, в паломнических поездках можно убедиться воочию, что современная молодежь страдает от безверия и душевного вакуума и все-таки ищет духовные основы.
Современные студенты, у которых формируется научное мировоззрение, осознают, что живут в эпоху, когда советская система ценностей разрушена, а новая еще не сформировалась. Невозможно не согласиться с игуменом Митрофаном, что вопросы духовности молодежи нужно решать соборно, совместными усилиями церкви, государства, университетов, общественных организаций.
Возрождение религий, идеи толерантности и экуменизма становятся той духовной основой, которая может способствовать становлению духовной культуры Казахстана.

Использованная литература:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Перевезенцев В., Языкова И. Мы входим в храм. – М.: Открытый мир. - 1997.

 

К списку докладов

 
 
Используются технологии uCoz