Троицкий храм

Чтения, посвящённые 200-летнему юбилею Свято-Троицкого храма г. Усть-Каменогорска  

Свято-Андреевский собор г. Усть-Каменогорска. В нём проходили Чтения

 

Роль церковно-приходских воскресных
школ в деле воспитания подрастающего поколения

Светлана Евгеньевна Сотникова,
преподаватель воскресной школы
Свято-Зиновьевского храма
поселка Новая Согр
а


В деле духовного воспитания детей первостепенная роль, конечно, принадлежит семье. Религиозно-нравственный потенциал семьи выражается в поведении детей в обществе. Если ребенок растет в православной семье, ему легче определить, что хорошо, а что плохо, он способен противостоять соблазнам современной жизни, способен определить для себя круг чтения, в который, прежде всего, будут входить книги духовного содержания.
Когда формируется личность, а это в 14-15 лет, ребенок ищет себе авторитет, человека, который соответствовал бы его идеалу. Хорошо, если это верующие родители, которые и сами могут служить идеалом и могут подсказать, где его искать, т.е. родители способны указать на жития святых, рассказать о земной жизни Христа, о деяниях Апостолов.
А если родители далеки от церкви? Тогда ребенок оказывается на распутье: духовность или бездуховность.
Вот в такой момент ребенку очень поможет ВЦП школа. Готовясь к этому выступлению, я беседовала с несколькими подростками (6-8 человек) и задала всего два вопроса:
- Ходили ли они раньше в воскресную школу?
- Ходят ли сейчас? И если не ходят, то почему?
Ответы были самые разнообразные. Некоторые из них в младших классах и даже в дошкольные годы ходили в воскресные школы. Они помнят, что их туда приводили родители, что им там читали духовную литературу, заучивали молитвы, беседовали на библейские темы, рисовали, лепили из пластилина храмы, играли, обедали, иногда участвовали в однодневных паломнических поездках, готовили к праздникам небольшие сценки.
На вопрос – ходят ли сейчас? – все отвечали отрицательно. Что случилось? Почему? Почему дети потеряли интерес к воскресной школе? Почему проходят мимо храмов? Увели друзья? Изменились взгляды?
Нет и нет. Причина в другом. Большинство опрошенных отвечали: однообразие. Т.е. занятия в младшей, средней и старшей группах, мало чем отличаются. А их уже интересуют другие вопросы. Например:
- Почему в жизни почти все не так, как в Библии?
- Почему Бог сразу не помогает человеку в сложной ситуации?
- Почему в церкви говорят на непонятном старославянском языке?
- Как освоить особую лексику, чтобы понять священника во время службы?
- Можно ли к религии прийти через искусство и насколько идентичны вопросы религии и искусства?
- Зачем нужны четыре Евангелия, а не одно?
- Почему в школе не изучают религию?
- Почему в общеобразовательную школу не приходит священник, чтобы побеседовать со старшеклассниками?
На эти и другие вопросы подростков трудно ответить кое-как. Отвечать нужно профессионально. Общество знает два вечных вопроса: что делать? И кто виноват? Не менее важными, а, может, уже и вечными можно назвать такие вопросы: как преподавать? И кто преподаватель в воскресной церковно-приходской школе? Слово КАК вбирает в себя не только программу, но и методику. И если программы, или образцы программ, хоть какие-то есть, то методических наработок почти нет.
Во-первых, мы сами забываем, что дети взрослеют, и им нужна другая, более серьезная тематика. А мы, словно боясь чего-то, продолжаем читать им детские книжки, лепить из пластилина, играть в сказках библейских героев.
Несовершенство методических приемов, рутина и однообразие уводят от нас старшеклассников. Да что говорить о детях, когда и взрослые по той же самой причине, неудовлетворенные покидают воскресные школы, училища, семинарии. Истории известны факты, когда молодые люди, проучившись в духовных семинариях, не принимают сана священника.
Таков Эрнест Жозеф Ренан (1823-1892 гг.), французский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1860). Он не стал священником, но навсегда связал свою жизнь с историей религии и был глубоко религиозным человеком. Его книги «Жизнь Иисуса» и «История происхождения христианства» - это попытка осмыслить евангельское учение.
Религия для таких людей не перечеркнута, она как бы остается поэтическим видением мира и почвой для нравственного развития. А образ Иисуса остается образом великой исторической личности.
Взрослый школьник – это думающий школьник и одной только пропагандой религиозного учения нам его не привлечь.
Почему бы учителям воскресных школ старших групп при изучении Евангелия не обращаться к философии нем. историка Адольфа Гарнака или мыслям о религии русских писателей А. Чехова и Л. Толстого?!
Почему бы, рассказывая о воскресении Лазаря из Евангелия, не предложить детям такую фразу Гарнака: «Чудес, конечно, не бывает, но чудесного и необъяснимого много». И эта точка зрения очень совпадает с формулой блаженного Августина: «Чудеса противоречат не природе, а ИЗВЕСТНОЙ нам природе». Я думаю таких вопросов, бесед бояться не нужно. Они только укрепят веру в молодом человеке, помогут ему понять всю силу и величие Христа, объять которое не возможно, постичь умом непостижимо. Во Христа нужно только верить.
Если брать русских писателей и философов (Толстого, Виноградова, Воронцова, Гладкова) и сопоставлять их взгляды с учением Христа, то дети сами убедятся, что замысел превратить Христа в какую-то идею, не удался.
Историки и богословы, пройдя по тернистым тропам сомнений и разногласий, снова обращаются к тому Христу, которого возвещает Евангелие. Евангелие есть книга веры, но не мешает ему одновременно быть историческим свидетельством о Христе. Евангелисты говорят о Нем лучше, чем кто бы то не было, потому что на них падало отражение Его необыкновенной личности.
А если ребят интересует вопрос, почему четыре Евангелия, а не одно, то одной из интересных форм работы в старшей группе будет проведение сопоставительного анализа содержания каждого из Евангелий. Тем самым мы засвидетельствуем авторский подход каждого из евангелистов на личность Христа. Надо показать, за какой ответственный труд взялись евангелисты. Ведь они писали в те годы, когда были еще живы свидетели явления Христа на земле, которые могли дать оценку написанному. И если из всех Евангелий было выбрано только четыре, значит, именно они наиболее точно передают дела и слова Христа. Можно ли от искусства прийти к религии. Конечно, можно. Пути Господни неисповедимы. Как каждый придет к Христу – это его путь. А вот вопрос, идеи личности искусства и религии, содержат только один ответ: НИ В КОЕЙ МЕРЕ. Но попробуйте только отмахнуться или недоказательно ответить – и вы посеете сомнение в душе подростка.
Поэтому благоприятным доказательством будет, например, сопоставление евангельских моментов с библейскими страницами «Мастера и Маргариты» Булгакова, суждений Алеши о Христе из «Братьев Карамазовых» Достоевского или М. Богдашевского «Тайная Вечеря Иисуса Христа».
Ребята сами сделают вывод о достоверности Евангельского повествования и художественном изложении этих фактов через авторское преломление в художественном произведении, где любой автор имеет право на художественный вымысел и даже домысел.
Много проблем вызывает и церковнославянский язык. Молодые люди, не понимая смысла службы, часто охладевают к ней или стоят безучастно. «Сколько ни ходи, как внимательно ни слушай – ничего не понятно», - это одна из оценочных фраз подростков. Действительно, на понимание могут уйти годы. Но ведь можно помочь подросткам. О ходе Божественной Литургии старшеклассники уже должны знать, пройдя, младшие и средние классы обучения. А вот если старшеклассник приходит в старшую группу и с нее начинает свое воцерковление, то нужно с таким поработать индивидуально, разложив, что называется по полочкам понятия проскомидии, великой ектеньи, малого входа, чтения Апостола и Евангелия и т.д.
Думаю, что каждому слушателю воскресной школы лучше всего иметь словарь с объяснением церковнославянских слов и понятий.
Можно обратиться к истокам древнерусского языка, рассказать об ответвлении старославянского языка, об изменениях, которые происходили в языке и происходят в современном русском языке. Тут снова поможет русская классика.
Десница, глаголить, виждь, внемли, око, дщерь – эти и многие другие слова мы встречаем в стихах Державина, Ломоносова, Радищева, Жуковского, Пушкина. В школе (общеобразовательной) очень мало уделяется внимания лексике поэтов 18 века из-за нехватки времени. Почему этот пробел советской школы не восполнить в воскресной школе? Ведь объяснение церковнославянских слов не только облегчит понимание происходящего в храме, но и передаст значение высокой лексики старославянского языка, т.е. люди будут воспринимать службу как разговор о Возвышенном на возвышенном языке.
Я думаю, что подростков за пониманием нужно отправлять не к переводам молитв, а научить их восторгаться церковнославянским языком, как это делали, например, Ломоносов и наш современник академик Д.Лихачев.
«Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку неподвержен, утвердится, коль долго церковь российская славословием Божиим на славянском языке утверждаться будет», - писал Ломоносов.
«Церковнославянский язык – это язык благородной культуры: в нем нет грязных слов, на нем нельзя говорить в грубом тоне, браниться. Это язык, который предполагает определенный уровень нравственной культуры. Он имеет большое образовательное и воспитательное значение», - такова точка зрения на церковнославянский язык академика Д. Лихачева, представителя русской культуры 20 века.
Годы, столетия не истребили красоты церковнославянского языка. Так, давайте, же научим детей, хотя бы читать на нем. А вот на вопрос респондента - Почему в жизни почти все не так, как в Библии? - я бы предложила паломническую поездку по монастырям, переписку с монахиней Севастианой (Жуковской), настоятельницей Богородице-Рождественского монастыря г. Караганды, изучение житий святых, обсуждение статей в журнале «Фома», «Нескучный сад» и др. Это православные журналы для сомневающихся. Рубрики ведут священники, писатели, актеры. Поднимаются актуальные проблемы и дают благодатный материал для бесед со старшеклассниками.
Таким образом, методика и формы работы с подростками должны быть интересными и разнообразными: беседы, творческие сочинения, рефераты на отдельные темы, круглые столы, интеллектуальные клубы, марафоны, переклички поколений, семинары, паломнические поездки, ведение рукописных журналов и альманахов, переписка с воскресными школами других епархий. Это далеко не полный перечень того, что можно делать в воскресной школе. Обращаюсь к преподавателям воскресных школ:
- Болейте сердцем за своих воспитанников, пусть ваши уроки будут животрепещущими и интересными по вопросам православия, вносите в каждый урок творчество. А пока они у нас напоминают «Очерки бурсы» Помяловского.
ВШ нуждаются пусть не в обязательной программе, одинаковой для всех школ, но конкретной, единой, хотя бы для одного города. Можно создать специальную учебную комиссию по составлению программ и разработке тематических планов с учетом методических работ.
Нужно, думаю, определить предметы, которые следует ввести в воскресную школу. Кроме обязательных предметов: Закона Божия и церковного пения, предлагаю ввести такие, как:
- История русского православия,
- Русская словесность,
- Церковнославянский язык,
- Рисование,
- Музыка и пение,
- Риторика.
Предваряю ваш вопрос - где взять преподавателей. Отвечаю: искать! Смелее говорить о своих проблемах, о значениях воскресных школ, привлечь энтузиастов, учителей общеобразовательных школ. Думаю, давно настало время совместной работы ЦП воскресной школы и светской общеобразовательной. Надо как-то открывать двери светских школ и пускать туда священников для бесед со старшеклассниками.
Ведь у нас есть главная точка соприкосновения – одни и те же дети!
Я однажды у учителей общеобразовательной школы спросила, отличаются ли дети воскресных школ от других?
- Да, отличаются воспитанностью, сдержанностью, повышенным интересом к изучению отдельных дисциплин, поведением.
Не этого ли хотят все учителя общеобразовательных школ от всех учащихся?!
Воскресная школа, как учебное заведение, должна иметь четкую структуру педколлектива.
Воскресная школа не должна вариться в собственном соку, нужен обмен опытом через семинары, СМИ. Как приятно было читать об опыте работы ВШ г. Павлодара в журнале «Свет Православия» в №7 за 2006 г. Нужно через печать рассказывать о страждущих, а не равнодушных настоятелях, о преподавателях воскресных школ. Например, журнал «Свет Православия», №3 за 2009 г. рассказал о преподавателе воскресной школы Воскресенского собора города Семипалатинска Сергее Ефимовиче Андриенко. Правда, слишком поздно, после смерти. Статья под рубрикой «Вечная память». Обобщим ли опыт работы этого человека?
Нужно использовать каждый случай для бесед старшеклассников со священником, предварять трудные ситуации, внедрять традиционную русскую чистоту нравственности в противовес сегодняшним модным направлениям.
Таким образом, подводя итоги, скажу, что ВШ на сегодняшний день больны осторожным внедрением духовности, отсутствием четкой структуры школы, расплывчивостью и многообразием тематических планов, однообразием преподавания, нехваткой преподавательского состава, занятостью священников, слабой связью с общественностью и общеобразовательными школами.
На некоторые болезни я попыталась предложить рецепты.
Давайте лечить наше больное современное поколение и смело идти по пути духовного возрождения общества.

К списку докладов

 
 
Используются технологии uCoz