Троицкий храм

Чтения, посвящённые 200-летнему юбилею Свято-Троицкого храма г. Усть-Каменогорска  

Свято-Андреевский собор г. Усть-Каменогорска. В нём проходили Чтения

 

Отношение студенческой молодежи Восточного Казахстана к религии


Нелли Леонидовна Краснобаева,
завкафедрой «Философии» ВКГТУ им. Д. Серикбаева

(Доклад снабжён диаграммами и статистическими таблицами, с которыми вы можете ознакомиться в разделе дополнительных материалов)
Религия - одна из основных и наиболее устойчивых культурно-символических форм мировоззренческой, социально-психологической идентичности личности и человеческих сообществ, выработанных в процессе исторического генезиса человечества. Религиозная вера сохраняет качество своей практически-истинной универсальности и в структуре мировоззренческих ценностей современного мира. Для множества людей религия является тем духовным камертоном, по которому настраивается все их существование. Вера позволяет возвыситься над неразберихой житейских ситуаций и бросить взгляд на свое мирское существование в его смысловом целом.
Но специфика духовной ситуации человека в современном мире состоит в том, что цивилизационно-исторические предпосылки онтологической, ценностно-смысловой, психологической естественности конфессионально-религиозного образа мысли сегодня необратимо утрачены. Современный человек поставлен перед необходимостью самостоятельно вырабатывать свою собственную индивидуализированную многомерность в условиях кризиса традиционного типа мировоззренческой идентичности. Конфессиональная религиозность не может быть безоговорочно принята за точку духовного измерения пространства современной культуры. Зачастую она становится непосредственной антитезой принципа личной автономии и подлинной веры1.
Республика Казахстан – многоконфессиональна, что обусловлено полиэтническим составом государства. После обретения независимости обращение населения к религиозным ценностям стало одним из аспектов общего возрождения культуры. Появились тенденции возрождения веры, восстановления статуса дискриминированных религиозных организаций и групп; при этом – переплетение межэтнических противоречий с межрелигиозными, миграционные процессы, распространение новых для казахстанского конфессионального пространства религиозных движений усложнили общественную ситуацию.
Обращаясь к рассмотрению проблемы взаимодействия религии и общества в современном Казахстане, особое внимание следует уделить анализу воздействия новой религиозной ситуации на подрастающее поколение, на социальное, гражданское, духовно-нравственное развитие молодежи.
Задача настоящего выступления - Дать общую характеристику отношения студенческой молодежи ВКО к религии и собственной религиозности.
Эмпирическую базу составили результаты социологического исследования, проведенного автором, которое осуществлялось путем:
1) конкретных социологических исследований:
- материалы опроса студентов вузов г. Усть-Каменогорска, осуществлявшегося в апреле 2006 и 2007 годов.
- экспертного опроса по теме: «Роли межконфессиональных и межэтнических отношений в жизни казахстанского общества» (2007 г.).
- опроса населения по теме: «Межкультурное и межнациональное взаимодействие в РК» (2007 г.).
- вторичного анализа материалов социологических исследований, проведенных Центром гуманитарных исследований (г.Алматы), данных текущего архива департамента внутренней политики ВКО, и официальных материалов Института Анализа и прогнозирования ВКО.
В результате проведенного анализа материалов выяснилось следующее:
Как показало исследование, около 65,1% молодых людей считают себя людьми верующими. Девушки в целом более религиозны по сравнению с молодыми людьми – 68,3% против 31,7% соответственно. Неверующими людьми считают себя 24,7% опрошенных. Примечательно, что атеистические настроения у русских респондентов намного выше, чем у казахов – 82,0% против 17,1% соответственно.
Наши опросы показывают, что атеистическая прослойка среди молодежи снижается. Если в 1998 г. почти четверть молодых людей считали себя атеистами, то теперь их около 15%. В то же время совокупное число респондентов, определенно относящих себя к верующим людям, или считающих себя скорее верующими, чем не верующими, за последние годы возросло.
Как показывают социологические исследования, религиозное сознание молодых людей поверхностно и ситуативно, является смешением оккультно-мистических умонастроений и религиозных убеждений2. Так, среди назвавших себя верующими – 2.3% в то же время верят в предсказания астрологов, 5,7% – в приметы и суеверия.
Примечательно, что категоричный ответ «не верю в Бога» респонденты, несмотря на довольно солидный процент сомневающихся в своей вере и неверующих, предпочли не выбирать, остановившись на более нейтральном «верю в себя».
То, что религиозное возрождение мало затрагивает поведение людей, также подтверждают данные нашего опроса: только 3,7% верующих студента признали, что Божьи заповеди стали нормой их жизнедеятельности, а милосердие (9,3%), интеллигентность (10,4%), полезность людям (15,8%) и чистая совесть (19,0%) занимают последние места в шкале ценностей у молодых людей.
Проведенное исследование показало удручающую безграмотность в области религиоведения. Практически только 1-2% респондентов независимо от национальной принадлежности смогли назвать некоторые постулаты конфессии, к которой они себя причисляли.
Можно ли говорить в этих условиях о религиозном возрождении? Скорее всего, исследователи, завышающие уровень религиозности.
Исследуя причины роста религиозности и источники знакомства с постулатами религии, выяснилось, что к вере люди обращаются как к одному из путей разрешения внутренних проблем, как к средству обретения смысложизненных ориентиров в целях духовной самореализации («спасения», «просветления», «духовной эволюции»). В наших опросах студенты в качестве причин массового обращения к религии называют и вполне объективные факторы.
Ухудшение экономического положения – один из наиболее весомых факторов, приводящих к вере в Бога, так считает почти пятая часть опрошенных (19,6%). Не менее важными признаются и такие причины, как низкий уровень культуры населения (17,8%) и отмена государственной идеологии атеизма (17,3%). Деятельность зарубежных религиозных организаций, как движущую силу, рассматривают только 5,2% опрошенных. Отождествляют национальную принадлежность и вероисповедание – 6,0% респондентов. Утверждают, что вера стала модным направлением - 8,2%.
В личностных оценках в качестве основной причины прихода к вере 28,4% опрошенных определили традиционность данной религии для своего народа. Это еще раз подтверждает теснейшую взаимосвязь религиозных и национальных факторов в общественном сознании. Богоискательство и поиск духовной опоры выделили 11,7% опрошенных, а 15,2% признали, что именно в выбранной религии они искали и нашли утешение. Для 10,7% опрошенных выбранная религия является семейной и такое же количество респондентов пришли к данной религии сами, по убеждению. Беседы с друзьями, миссионерами и верующими не имеют для жителей области определяющего значения.
Не смотря на то, что 65% респондентов причислили себя к рядам верующих, 44,0% из них продемонстрировали иррационалистические установки, считая, что можно верить в Бога в душе, при этом, однако, продолжая жить обычной жизнью, ни в чем себя не ограничивая. Односторонность религиозных представлений проявилась и в ответах «не делать ничего плохого» (17,8%) и «соблюдать основные религиозные заповеди» (21,4%). Таким образом, истинно верующими можно считать чуть более четверти опрошенных, позиционирующих себя так. Эти люди твердо убеждены, что верующий - это тот человек, который полностью отдает себя религии и живет по канонам религиозной жизни (21,4%), а также исполняет волю Божью (5,5%).
Подтверждением того, что значительное количество респондентов вспоминает о Боге лишь в трудные минуты жизни, является надежда найти в вере поддержку (33,1%), духовную помощь (20,7%) и защиту в жизни (12,8%). О том, что религия учит добру и любви заявило 27,0% респондентов. Пищу для духовного развития и самосовершенствования в религии находят 5,3% участников опроса, а 3,8% получают с ее помощью новые знания.
Вера дает смысл жизни и помогает жить правильно - вот основные причины, которые выделили респонденты, отвечая на вопрос «Почему нельзя жить без религиозной веры?». Также очень важна для респондентов возможность находить в вере утешение и поддержку, надежду и покой. Для 6,6% опрошенных именно вера определяет жизненные ориентиры.
Интересна отмеченная студентами функция религии в обществе, в частности ключевая – формирование национального самосознания. Повышение духовного уровня человека, тоже не менее важная роль религии.
При чем атеисты признают, что религия осуществляет нравственно-этическое оформление важнейших моментов в жизни человека. Данный выбор основан, прежде всего, на утрате идеологических догм и моральных ценностей, существовавших ранее. Естественно, что рыночные отношения не могут восстановить утраченное, и атеистам приходится признавать, что в настоящий момент только религия способна возродить былые ценности.
Молодежь отмечает, что уровень духовности человека достаточно низок, поэтому именно они возлагают надежды на способность религии повлиять на повышение духовности человека.
Большинство респондентов, причисляющих себя к атеистам, обосновали свою антирелигиозную позицию семейным и школьным воспитанием. По сути, данные убеждения чаще всего были навязаны людям ближайшим окружением. Самостоятельно к отрицанию религии пришло в общей сложности 5,8% атеистов, которых не устраивает позиция церкви, смущает ненаучность религиозных взглядов и аморализм духовенства. Участники опроса объясняют свою позицию также идейно-политическим воспитанием, разочарованием в религиозных деятелях и скептическим складом ума. Чуть больше 5% атеистически настроенных респондентов вообще не смогли объяснить причину своего неприятия религии.
Для качественной оценки мнения респондентов о религии, был предложены вопросы, выявляющие позицию религии в шкале ценностей человека. Так, значимой для студентов стала его национальная принадлежность (46%) и гражданство (40%). А религиозная принадлежность занимает последнюю позицию. При этом следует отметить, что чаще всего в сознании части казахстанской молодежи имеет место отождествление этнической и религиозной идентичности. В то же время многие респонденты отмечают искусственность и ложность такого отождествления, отмечая, что вера – процесс личностный, а не этнический, и община верующих совсем не одно и то же, что и этническая группа. («У нас в обществе сложился стереотип: Если ты казах, то должен быть мусульманином. Если ты русский, то должен быть православным»). При этом респонденты осознают слабость такой позиции, считая ее внушенной с детства («Один человек говорил: «Я не верю в Бога, но за православие я голову любому откручу». Это настрой человека, это не чистая какая-то вера, это дань обрядам, традиции: «Я – крещенный, у меня есть крестик, я и буду это защищать»). Поэтому критерием межэтнического конфликта может служить и межконфессиональные отношения. Необходимо иметь в виду и то, что в силу незнания фундаментальных истин ислама или христианства, молодежь наиболее подвержены влиянию религиозного экстремизма.
Итог:
1. Нестабильная экономическая ситуация, люмпенизация и криминализация определенной части молодежи, общее снижение уровня культурных запросов (даже среди студентов 65% юношей и девушек не бывают в театрах, 55% не читают художественной литературы, 25% не читают газет, 20% не ходят в кинотеатры) 3 являются питательной почвой для восприятия молодежью экстремистских лозунгов и радикальных идей типа построения исламского государства, халифата, а также социально-политических утопий отдельных нетрадиционных для региона сект.
2. У учащейся молодежи Казахстана нет твердых мировоззренческих ориентиров, поскольку отсутствуют философия и идеология обновления, твердые и ясные критерии социально ответственного поведения. Экономические реформы сопровождаются процессами усиления социальной дифференциации, углубления неравенства между различными классами и слоями общества, ослаблением, утратой социальной защищенности. Все это в совокупности усиливает правовой нигилизм, формирует атмосферу духовного вакуума, вызывая у молодежи пессимистические настроения, безразличие к общественной жизни, порождает массовую социальную апатию и провоцирует девиантное поведение.
3. Особенностью современной религиозной ситуации является тот факт, что в общественном мнении отождествляется национальная и конфессиональная принадлежность. Вполне логично предположить, что любое усложнение, тем более обострение межконфессиональных отношений будет перенесено в межнациональную сферу, и наоборот. В случае же возникновения подобного типа конфликтов их основными и наиболее активными участниками станет именно молодежь.
Литература:
1 Лукач Д. Повседневная жизнь, частный индивид и религиозная потребность // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. – М.: Аспект пресс, 1996. – С. 406.
2 Каариайнен. К., Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии, 1997, № 6.
3 Казымбетова Д.К. Девиантное поведение молодежи как объект социологического исследования... с. 21.

 

К списку докладов

 
 
Используются технологии uCoz