Троицкий храм

Чтения, посвящённые 200-летнему юбилею Свято-Троицкого храма г. Усть-Каменогорска  

Свято-Андреевский собор г. Усть-Каменогорска. В нём проходили Чтения

 

Проблемы молодых людей, приходящих в церковь


Игумен Митрофан (Тузов),
наместник Свято-Троицкого монастыря г. Усть-Каменогорска,
Благочинный Усть-Каменогорского Церковного округа


Прежде всего, нужно отметить, что Церковь, это живой организм, и каждый член церкви, будь это священнослужитель, прихожанин или работница церковной лавки – все они, как клетки в живом организме, каждый выполняет свою функцию. Клетки в организме связанны друг с другом, они что-то берут и что-то отдают. Те клетки, которые ничего не отдают, называются раковыми. Есть клетки, которые отмирают, а есть клетки, которые только что появляются, и в живом организме они воспринимаются естественно – не отторгаются им, но органично вливаются в дело поддержания жизни. Как в человеческом организме, так и в церковном появляются новые клетки – члены православного церковного общества. Это люди разного возраста, исходя из собственного характера и жизненного опыта, каждый из них имеет свое восприятие к церковной жизни и находит собственную нишу.
Сегодня мы затронем вопросы и проблемы молодых людей, этих свежих «клеток» тела Церкви Христовой, на которых строится будущее Православия.
Постсоветское пространство 90-х годов – это среда, в которой формировался характер нынешней молодежи, среда эта была агрессивной и диктовала свои «правила игры», жестокие и непривычные. Лозунги современности требовали и требуют максимальных результатов, от которых зависит карьера, благосостояние и положение в обществе.
Люди в возрасте, смущаются нравами и обычаями молодых людей. Их смущает цинизм, жестокость обращения, распущенность, чрезмерная откровенность в одежде и замкнутость в общении. Смущает потребительское отношение и откровенный эгоизм. Из среды людей, которые считают себя взрослыми и зрелыми можно услышать возгласы: «Мы такими не были, мы уважали старших и помогали им» или: «раньше молодежь была скромнее и милее» и прочие комментарии из ряда: «а раньше… трава была зеленее и вода мокрее!».
Готовясь к докладу, я обнаружил следующие любопытные цитаты:
Цитата первая.
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».
Цитата вторая.

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».
Цитата третья.
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».
Цитата четвертая.
«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до Р.Х.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до Р.Х.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до Р.Х.; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка свыше 3000 лет.
Согласитесь, не смотря на давность этих цитат, звучат они довольно-таки свежо. На самом деле, за это время мир «переворачивался» не один раз, и в веках было утеряно множество культур, обычаев и традиций, в том числе и религиозных. Каждое новое молодое поколение встречалось, как и со старыми проблемами, так и с новыми.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, выступая недавно на встрече с молодежью в рамках XIII Всемирного русского народного собора, сказал:
«… надо просто всерьез говорить о жизни — какая разница, молодой ты человек или старый? И молодой, и старый переживают боль, страдают от нанесенных ран. Молодежь — это зрелая часть нашего общества. Я думаю, что ошибки нашей педагогики и сводятся к неизменному патернализму (опекунству). Мы смотрим сверху вниз, любим постоянно критиковать, очень любим поправлять, очень любим требовать, чтобы молодежь непременно жила так, как мы жили прежде, или как живем сейчас. На самом деле, молодежь — это органическая часть всего общества, и говорить о проблемах с молодежью надо тем же языком, которым следует говорить с людьми старших поколений. И не должно быть никакого сюсюканья, никакого подыгрывания.
С молодежью следует говорить абсолютно так же, как мы говорим со всеми остальными: в первую очередь, с большим уважением и любовью, ибо молодежь — это потенциал будущего, но одновременно – на совершенно серьезном языке взрослых людей.
Мне хотелось бы, не выделяя в данном случае молодежь как отдельную касту в обществе, говорить о наших проблемах, о проблемах нашей жизни. Есть большая опасность в том, какое влияние оказывает на человека информационное общество. Мы действительно живем в новой реальности, мы живем в другом мире, и эту инаковость создали в первую очередь новые картины общественной жизни, сформированные колоссальным потоком информации. Люди молодые, конечно же, к этому привыкли, потому что многие из них родились уже в условиях информационного общества. Люди же зрелого возраста видели все то, что произошло за последние 20 – 30 лет со страной, с людьми, и имеют возможность сравнить
».
Еще не так давно, до начала 90-х годов, мало кто мог предположить что, вообще возможно будет вести диалог с представителями светских организаций на тему: «молодые люди в церкви – их проблемы». Сейчас самое благоприятное время для того, чтобы рассмотреть этот вопрос, и попытаться дать на него ответ.
Кто же эта молодежь, которую мы видим в православных храмах? Как и всякое человеческое существо, каждый молодой человек - это индивидуум, уникальное творение Божие – эксклюзивный экземпляр, единственный и неповторимый.
Конечно же, нужно разделить молодежную среду: молодежь из сельской глубинки разнится с городской молодежью, да и молодые люди из города отличаются друг от друга из-за своего социального статуса, и теперь так же можно говорить: из-за своего происхождения. Классифицировать молодых людей приходящих в православные храмы, можно, как это принято у нас: на «крещеных», «некрещеных», «воцерковленных», «невоцерковленных», но все эти классификации будут слишком субъективны, ведь каждого человека Бог ведет ко спасению своим путем, но путь спасения души, невозможно обрести вне Бога, а Церковь, это именно то место, где человек встречает Бога.
Попадая в Церковную ограду, у молодого человека возникает множество вопросов. В отличие от взрослых, которые вынуждены искать ответы, в первую очередь, ориентированные на выживание в этом мире, у молодого человека, имеющего гибкий ум и более чуткое восприятие, вопросы более разнообразные. И после того, как он получает на некоторые свои вопросы ответы, у него (как и у взрослого, зрелого человека) может возникнуть удовлетворенность собственным состоянием. В церкви он может решить некоторые свои психологические проблемы, и на этом остановиться: я хожу в храм, пощусь, подаю милостыню, ставлю свечки «за здравие» и «за упокой», и поэтому я православный, и на этом, пожалуй, мое православие и закончилось.
Молодой верующий человек не отделен от светского общества, и поэтому все болезни общества негативно влияют не него: различные проявления псевдо культуры, навязываемые коммерческими СМИ, пропаганда насилия, сексуальной распущенности, цинизма. Появились термины: «поколение Pepsi», «поколение MTV», а в 90-х, когда родители странных детей стали обращаться к врачам, им ставили диагноз: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», появился новый термин: «поколение ИНДИГО».
Родители целый день находятся на работе, пытаются зарабатывать эквивалент человеческого счастья – деньги, дети дома и в школе – предоставлены воспитываться самим себе. Их воспитывает телевизор, их воспитывают нравы, бытующие в обществе, их воспитывает агрессивная человеческая среда. Не многие дети посещают православные воскресные школы, но даже и о тех, которые посещают их, нельзя сказать, что они находятся в безопасности от пагубного влияния мира сего.
И вот однажды, молодой человек, поставленный в жесткие рамки современного общества, каким-либо образом попадает в храм. Внутри горят свечи, мерцают у образов лампады, разносится благоухание фимиама, а во время церковного богослужения читают и поют на не совсем понятном церковно-славянском языке. Кажется, что все застыло в этом обособленном церковном мире, в котором всё видится по-иному. И вот, эта молодая, но уже истерзанная проблемами душа, эта новая клеточка организма Тела Церкви Христовой, начинает оживать и постепенно становиться участницей церковной жизни. Краткая молитва: «Господи помилуй», или «Господи прости», или «Господи помоги в том-то и том-то…» это уже есть первые признаки жизни.
На постсоветском пространстве, дети, чаще всего воспитываются в нерелигиозных семьях. И если даже в семье были верующие родители, это не значит, что ребенок получил правильное религиозное воспитание. Видя в храме молодого человека, можно предположить, что он пришел в церковь самостоятельно. Он пришел в храм самостоятельно, и как ему кажется, первые шаги в храме ему приходиться делать так же, самостоятельно.
Даже сейчас, когда в храмах появились воскресные школы, молодежные клубы, большинство приходящих в храм юношей и девушек, предпочитают самостоятельность в молитве, и сторонятся любого церковного общества. В этом видится особая проблема: РАЗОБЩЕННОСТЬ.
Как в горах, альпинисту легче идти в связке, по проторенной тропе, под предводительством опытного проводника, так и человеку, который пытается оторваться от дольней суеты, и подняться над собственными проблемами, одному совершать это восхождение очень и очень тяжело.
Я еще раз повторю цитату Святейшего Патриарха КИРИЛЛА. Выступая по поводу Дня Православной Молодежи, который отмечается 14 февраля, в День празднования Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил:
«Молодость — благословенное и ответственное время. Кипучая, нерастраченная энергия молодых людей вызывает восхищение взрослого человека. Молодости свойственно штурмовать и брать небывалые высоты, но она подвержена и риску падения. Кто из нас не переживал в молодости высочайшие взлеты, и кто не становился свидетелем страшных жизненных катастроф, происходящих с молодыми людьми? Чье сердце не скорбело при взгляде на то, как иногда понапрасну растрачиваются их жизненные силы. Зачастую отрезвление наступает слишком поздно, и многие из нас, достигнув зрелого возраста, с горечью понимают, что время молодости потеряно безвозвратно. Чтобы этого не случилось, взрослые должны оказывать молодым людям внимание».
Целью устроения молодежных клубов, кружков, молодежных церковных семинаров, и вот таких встреч подобных этой, и является вот это внимание молодежи, внимание для дальнейшего водительства.
Молодые люди, в этом мире оказываются как бы на некой торговой площадке, где предлагаются различные товары: идеалы и пороки, знания и наслаждения. Захватить молодые души пытаются и различные секты и псевдорелигиозные учения, выдающие ложь за истину. Через армию торговцев наркотиками, сатана пытается уловить целое поколение. Разврат льется с экранов телевидения, цинизмом пропитаны страницы газет.
С какими проблемами встречаются молодые люди в миру, в светском обществе, с такими они приходят в Церковь, и тяжесть этих проблем ложится на все церковное общество.
Если говорить о светской, не имеющей никакого отношения к Церкви молодежи, то можно сказать, что сейчас нет никакой идеологии, которая хотя бы попыталась объединить молодежь в светском обществе: в миру нет единого значимого идеала, который бы объединял. Есть тусовки, дискотеки, кафе, какие-то события местного масштаба, увлечения, хобби, интересы, но такого начала, которое бы объединяло молодых людей и было бы выше личных интересов – в миру не существует. В советское время молодежи предлагалось такое начало. Оно не то что бы предлагалось, оно даже навязывалось: различные пионерские, комсомольские, коммунистические детские организации опирались именно на молодежь, патриотическое воспитание начиналось с детского сада. Это начало имело название: коммунистическая идеология. Сейчас на месте этой идеологии образовался вакуум. Поэтому погоня за карьерой, благосостоянием, ощущением собственной реализованности, становится уделом той части светской молодежи, которая считается внешне благополучной.
Что же делать? На самом деле этот вопрос является вопросом государственной важности! Какую идеологию нужно продвигать государству, чтобы наша страна не распалась в последствии оттого, что не было в ней патриотов, не было людей, которые любят свою Родину, не было строителей будущего страны, верных народу руководителей и надежных защитников? Эта идеология давно уже существует. Эта идеология – православная духовность и православное мировоззрение. По словам профессора Московской Духовной Академии протоиерея Максима Козлова: «Воцерковленные верующие остаются почти единственной социально значимой демографической группой, которая ориентирована на ценности традиционные, почвеннические, которая ставит приоритеты общества выше личных приоритетов».
Мы – православные верующие, уже знаем, на что опираться, знаем силу учения Иисуса Христа, и в нем видим разрешение многих проблем, которые встречались, встречаются и будут встречаться разными людьми, различных возрастов и социальных положений. И мы, как утвержденные в вере, должны брать на себя особую ответственность за всякого человека, впервые приходящего в храм, и особенно за человека молодого, который ищет свой путь и пытается формировать свое сознание в этом поиске. Конечно же, этого ищущего человека приводит в Церковь Сам Господь Бог, но да не расслабит нас это утверждение. Господь приводит человека в Храм, для того чтобы этот человек мог научиться, вразумиться и просветиться. Церковная жизнь налаживается при участии каждого члена церковного общества. Молодой человек, приходящий в Церковь, должен почувствовать, что ему рады, что его ждут, что он и есть та самая недостающая клеточка в теле церковного организма, которая сама может получить пользу и сама может поделиться этой пользой с другими. Что бы мы не думали о молодых людях, как бы мы не судили их, но именно им вручено будущее нашей Церкви и будущее нашей страны. Поэтому каждый православный, уже определившийся в своем мировоззрении человек, находящийся в лоне Православной Церкви должен прилагать усилия привлечения в Церковь молодежи. В Церкви, вновь приходящие в Нее, встречаются не только со священнослужителями, и не только на священнослужителях лежит эта обязанность, - делиться опытом, мудростью, добрым назиданием, и, конечно же, каждый уже состоявшийся член церкви должен быть благим примером для молодых людей.

К списку докладов

 
 
Используются технологии uCoz