Троицкий храм

Чтения, посвящённые 200-летнему юбилею Свято-Троицкого храма г. Усть-Каменогорска  

Свято-Андреевский собор г. Усть-Каменогорска. В нём проходили Чтения

 

Приобщение молодёжи к духовности

 Марина Викторовна Колосова,
сотрудник пресс-службы
Усть-Каменогорского Благочиния,
прихожанка Богородице-Рождественского храма
пос. Аблакетка, г. Усть-Каменогорск
а
 

Прежде чем рассматривать тему доклада «Приобщение молодежи к духовности». Неплохо бы определить, а кого собственно можно считать молодежью, а кого нет. Какие возрастные пределы здесь имеются?
Хотелось бы напомнить слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им на встрече с молодежью в рамках XIII Всемирного русского народного собора, где он говорит о том, что не надо выделять молодежь в особую касту, говоря о проблемах молодежи, нужно просто серьезно говорить о проблемах нашего общества и о проблемах нашей жизни. И какая разница, молодой ты человек или старый? И молодой, и старый переживают боль, страдают от нанесенных ран. «…На самом деле, молодежь – это органическая часть всего общества, и говорить о проблемах с молодежью надо тем же языком, которым следует говорить с людьми старших поколений. Здесь не должно быть никакого сюсюканья, никакого подыгрывания».
В концепции молодежного служения РПЦ сказано, что молодость – это состояние души, готовой к преображению во Христе. Можно и в 40-50 лет чувствовать себя молодым и гореть творческой созидательной энергией, а можно и в 20-25 лет превратиться в брюзжащего и недовольного жизнью старика.
Если в основу все же брать биологический возраст, то, конечно, в 20-30 лет у человека больше физической энергии, возможно, более здоровья и сил, чем у 50-60-летнего, хотя опять же здесь нужно рассматривать каждую личность в отдельности.
С одной стороны, молодость – это время возрастания, становления, развития, обучения человека, его подготовки ко взрослой полноценной жизни, когда его сердце жаждет деятельности и великих дел, раскрывающих его богатый внутренний мир и таланты.
Молодость – это возраст, когда перед человеком впервые встают вечные вопросы: «Кто я?», «Зачем живу?», «Что нужно сделать, чтобы мир стал лучше?». Отсутствие ответа на любой из них равносильно отказу от созидательного построения жизни.
С другой стороны, молодость - это время, когда человек сталкивается со многими явлениями жизни и часто оказывается не готов к этому столкновению. Это время, когда человек становится перед необходимостью сделать самостоятельный жизненно важный выбор. Например, выбрать профессию, друзей, спутника жизни и т.д., но самое главное, в это время человек ежедневно, ежеминутно делает свой нравственный выбор. Но, не имея надлежащего опыта, да еще при отсутствии духовно-нравственных ориентиров, молодой человек теряется на путях жизни, поддается различного рода соблазнам и искушениям.
Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресс науки, развитие культуры.
По мысли Главы Всемирного Русского Народного Собора, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, у традиционных религиозных организаций России и светской педагогики – одна задача: воспитать не только знающего, работоспособного человека, но и полноценную личность, обладающую этическим измерением своих слов и дел, живущую осмысленно и одухотворенно, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и Отечеству.
Бог создал человека, даровав ему Свой образ, а неотъемлемой частью этого образа является нравственное чувство.
Нравственная основа человека является критерием истины. Нравственность – это способность отличать добро от зла посредством внутренней сигнальной системы. У нас есть такая сигнальная система – это голос нашей совести. Конечно, голос совести можно заглушить, можно пропить, и апостол Павел говорит о сожженной совести (1 Тим. 4. 2), но, тем не менее, существует удивительный факт: люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла.
Духовность – это высшая деятельность души. С точки зрения верующего, это еще устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души.
В Православной Церкви понятие «образование» связывается со словом «образ». Бог сотворил человека «по своему образу и подобию», но образ Божий был разрушен и потемнен грехом. Восстановление «образа» и есть главная цель христианского аскетического подвига. «Будьте подражателями мне как я Христу» (1Кор. 11, 1) — возвещает святой Апостол Павел, призывая верных к восстановлению и усовершению в себе Божественного подобия, указывая на Священнейший Образец совершенства новых человеков, воссозданных, обновленных искуплением» (Свт. Игнатий Брянчанинов).
В православной традиции указывается на необходимость одновременного образования ума и сердца человека. «Свет одного научного образования без истины Христовой есть свет луны без солнца. Свет холодный, безжизненный», — писал Святитель Московский Филарет (Дроздов). В образовании человеческой личности участвует сам человек, Божий Промысел, Церковь и человеческое сообщество.
В тесной связи с образовательным процессом находится процесс воспитания, под которым мы понимаем целенаправленные действия общества, направленные на всестороннее развитие человека. Воспитание включает в себя два основных момента: обучение и общение.
Жизнь и воспитание молодого человека в прежние века проходила в Церкви, в учебном заведении и в семье. Семья, как малая церковь, способна была всячески содействовать развитию личности в традициях христианского благочестия.
В настоящее время семья тоже переживает глубокий кризис. Глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Развитие цивилизации освободило участников семьи от необходимости жесткой интеграции для поддержания физического существования. Семейный союз превратился в поле брани между супругами, родителями и детьми.
Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству и не приобретая обязанностей по содержанию собственной семьи, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. По данным социологических исследований за последние сто лет этот потенциал возрос в десятки раз.
Молодежи всегда было свойственно два ведущих стремления: к учению и к общению. Если современное общество в той или иной степени способно управлять учебным процессом юных граждан, то свободное время сейчас все больше переходит под контроль асоциальных структур. Шоу-бизнес, выпуск печатной и видеопродукции, компьютерные программы, сеть «Интернет» пропагандируют насилие, цинизм, вседозволенность, превращая молодого человека в раба страстей, похотей, сиюминутных желаний. В таком безумном времяпрепровождении как нигде удается замысел врага обезличить человека, унизить в нем божественный образ и поработить греху.
Психологическая природа молодого человека диалогична. В подростковом и юношеском возрасте потребность в личностном общении со сверстниками становится насущной потребностью. Все жизненные явления подросток и юноша рассматривает через призму общения со своими друзьями.
Потребность молодежи в общении активно используют дельцы шоу-бизнеса и наркоиндустрии, говоря молодым людям: «Приходите к нам, вы нам нужны, общайтесь с нами и у нас». Человек чувствует, что к нему проявляется интерес, он нужен, востребован. Он слишком поздно понимает, что проявленное к нему внимание со стороны массовой культуры было необходимо только для того, чтобы он отдавал материальные ценности. Что такие средства общения, как наркотики, разрушают в нем личность. А те ценности, которые он выбрал, делают его жизнь бессмысленной и пустой. Когда он это осознает, то уже перестает быть молодым человеком. Ибо опять повторю, что молодость — это состояние души, готовой к преображению во Христе. Утратив эту готовность, человек оказывается на краю пропасти. Волна суицидов, маргинализация и криминализация современного молодого поколения — это плата общества за невнимание к потребностям молодежи к ее интересам и сущностным основам ее жизни.
Православная Церковь способна проявить подлинную заинтересованность в судьбе молодых людей и потребность в каждом человеке как в личности, свободно ищущей Христа. «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5, 14). Православная Церковь способна дать человеку высшую возможность общения — евхаристическое общение. Православная Церковь способна наполнить, напитать бытие человека подлинным смыслом.
В настоящее время Русская Православная Церковь, пережившая долгие десятилетия гонений и несвободы, восстанавливает свои структуры. Сделаны большие шаги в формировании системы богословского образования, в организации духовно-просветительской работы.
Сегодня назрела еще одна потребность церковного служения — в организации свободного времени, досуга человека.
Духовное образование не является исключительной прерогативой православных школ и учебных заведений. Поэтому, говоря о православном образовании, необходимо иметь в виду все стороны жизни молодого человека. А это, собственно, есть и обучение, и общение. Общение в непосредственном своем значении и в том смысле, что для молодого человека всякая деятельность является частью его диалога с окружающими.
Обучение большей частью происходит в школе, а общение — вне школьных стен. Но ведь это две стороны воспитательного процесса. Хорошо, когда школа способна в полноте охватить обе эти стороны. Но это не главная задача школы.
Организовать общение молодых людей есть непосредственная задача приходской общины.
Нужны православные молодежные объединения, неформальные клубы, где царит атмосфера творчества, читают стихи, поют песни собственного сочинения, — без этого приходская жизнь будет серой и непривлекательной.
И здесь важно дать слово самой молодежи и прислушаться к нему. Есть немало людей, которые горят желанием что-то сделать в Церкви, у которых еще не опустились руки. И им хорошо бы помочь организовать диалог со священноначалием. Привлекать, публиковать — потому что очень важно сохранить горение в человеке. Нужно общаться с молодежью, беседовать с ней, узнавать проблемы и чаяния молодых людей. Спрашивать их, как они видят миссионерскую работу со своими сверстниками, как оценивают свои возможности в этом служении, что нового предлагают для развития духовно-просветительской работы среди подрастающего поколения?
Миссионерская работа с молодежью — не удел энтузиастов-одиночек, а общее дело всей Церкви, всего прихода. Церковь всегда приветствует, когда молодые люди стремятся занимать активную жизненную позицию, и призывает их к активному служению Богу и ближним.
И поле для деятельности в этом направлении огромно: миссионерство, помощь тяжелобольным в больницах, организация досуга для больных детей, работа с трудными подростками в приюте, наркологическом диспансере, центре временной изоляции для несовершеннолетних, переписка с заключенными.
За молодежью будущее — страны, культуры и Церкви. Поэтому работа с молодежью должна считаться одной из приоритетных задач. Для этого не надо жалеть ни сил, ни времени, ни средств. Если рассмотрим историю, то увидим, что некоторые идеологи осознанно делали ставку на молодежь и путем ее привлечения к себе, быстро достигали своих целей.
По верному замечанию епископа Кассиана (Безобразова), первохристианская Церковь в возрастном отношении более чем на половину состояла из молодежи. По крайней мере, первые мученики христианства были, за небольшим исключением, юношами и девушками. Благодаря этому Церковь апостольских времен имела особый пафос, который привлекал в нее новых молодых искателей Истины. Руководили Церковью, проповедовали веру, естественно, люди старшего поколения, но большую часть паствы составляли молодые.
Всем сердцем принять Истину и кардинальным образом переменить свою жизнь может только молодой человек. С годами отказываться от своих «богов» и привычек становится все труднее и труднее. С годами люди все более привязываются к телесным благам и становятся циничными в восприятии Прекрасного и Высокого. Именно поэтому сила благодати, имевшая своей целью изменить мир, благоволила вселиться, прежде всего, в сердца молодых. Да и самих апостолов Господь избрал отнюдь не из умудренных опытом прожитых лет жителей Галилеи, а призвал молодых и энергичных, младшему из которых, св. Иоанну Богослову, было 19 лет. Требовалось, чтобы Истина распространялась в мире быстро и энергично, победоносно. Именно поэтому для ее проповеди были призваны Господом молодые, восприимчивые к Истине сердца.
Да и первое монашество в большинстве своем составляли молодые люди. «Посмотрите на святых: большинство из них пришло в монастырь в двадцатилетнем возрасте» (свт. Игнатий Ставропольский).
Советская пропаганда долго и кропотливо трудилась над созданием мифического образа Русской Православной Церкви как некоего собрания маргинальных фанатичных старушек вокруг хитрого попа-мироеда.
Но именно молодые девушки и женщины носили передачи в тюрьмы заключенным за веру исповедникам, сохраняли в своих домах с риском для жизни церковные святыни, следовали за своими духовными отцами в далекие ссылки, создавали по их благословению тайные монашеские общинки, число которых неизвестно до сих пор.
По словам игумена Сергия (Рыбко), «если православию XXI века удастся воссоздать Церковь первых веков христианства, вдохнуть в нее тот молодой пафос, который двигал мучениками и исповедниками того времени, Церковь Христова вновь встанет на ноги, и проповедь ее прольется живительным дождем».
Но чтобы достигнуть вновь этого состояния, нужно, безусловно, всем нам, живым клеточкам единого организма, именуемого Церковью Христовой, начинать изменения с самого себя, со своего самообразования и самовоспитания, чтобы действительно в глазах молодежи стать примером неустанной деятельности на благо Церкви и приходу, постоянно доказывая своим трудом, что подлинная вера дает человеку неиссякаемый источник сил, созидательной энергии, сообщает ему желание деятельно трудиться во Славу Божию и на благо ближним.
Многие ошибочно думают, что вера - это слепое послушание. Да, послушание, но при полном доверии, что тебе не навредят. Потому что, Бог есть любовь, и все, что от Бога, несет благо. Стараясь стать верующим человеком, я многое переосмыслила, оглядываясь на прошлое, осознала, как часто вредила себе и близким. И для меня вера – это, прежде всего, умение жить, не осуждая других, что мы делаем на каждом шагу. А еще в последнее время я поняла, что человек верующий даже более активен и может принести больше пользы, чем неверующий. Потому что человек верующий более остро ощущает чужую боль, он более милосерден и сострадателен, смиренен и терпелив. Он готов ради Христа бескорыстно помогать и служить людям. Ибо и сам Господь Иисус Христос говорил Своим ученикам: «Сын человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою…» (Мк.10,45).
Общение с верующими православными людьми и со священнослужителями по долгу службы дало моей душе неизмеримо много, помогло мне открыть для себя иной мир, полный душевной чистоты, гармонии и любви, что захотелось мне, и саму себя, попытаться изменить к лучшему. Особую роль в моем духовном просвещении и становлении, думаю, сыграло произошедшее в начале мая паломничество ко Святым мощам преподобного Феодора Томского и святыням Томска, в результате которого родилось это стихотворение, которым бы мне хотелось закончить свое выступление.


Душа моя, как пальмовая ветвь…

Я душу, словно пальмовую ветвь,
С великим трепетом несу на богомолье…
Душа моя, пред Господом ответь
За грех, свершенный вольно иль невольно…

Пошли мне покаяния, Господь,
Омый от скверны жгучими слезами…
И от страстей очисти мою плоть,
Чтоб следовать Христовыми стезями…

Паломники идут к Святым местам,
И их пример меня в дорогу поднял,
Душа, благоухай, как фимиам,
Для прославленья имени Господня…

Душа моя, как пальмовая ветвь,
Освящена Господними дарами,
Ее несу, как радостную весть,
Христос Воскресе! Он навеки с нами!

К списку докладов

 
 
Используются технологии uCoz