Троицкий храм

Чтения, посвящённые 200-летнему юбилею Свято-Троицкого храма г. Усть-Каменогорска  

Свято-Андреевский собор г. Усть-Каменогорска. В нём проходили Чтения

 

 

Поход в лес, или подготовка, организация летнего лагеря для учащихся Воскресной школы. Практическое руководство.

Священник Игорь Копылов,
настоятель Свято-Никольского храма, г. Риддер


Возраст детей – 10-17 лет.
Количество учащихся - 20-30 человек
Время похода – июнь-август
Срок: 7-12 дней.
Руководящий и обслуживающий состав:
1. Начальник похода (лагеря) или хотя бы завхоз – желательно мужчина, способный наладить контакт с детьми.
2. Старший воспитатель – педагог с опытом или 2 воспитателя для старшей и младшей группы отдельно.
3. Помощник старшего воспитателя по культурно-массовым мероприятиям (викторины, КВН, концерт).
4. Помощник старшего воспитателя по спортивным мероприятиям.
5. Врач или хотя бы фельдшер.
6. Повар, желательно профессиональный.
7. Помощник повара (любой из прихожан).
Организация полноценного лагеря не реальна силами среднего прихода, как наш. Однако в поход может отправиться любая группа детей. В нашем случае необходимо синтезировать опыт походов и опыт летних лагерей. У нас наработан некоторый вариант подобного синтеза.
Начнем с выбора достопримечательностей (лес, река, озеро). Желательно, чтобы было строение (поселье, пасека, дача). Вариант с палатками на 7-12 дней пригоден только для более подготовленных детей. Впрочем, для разнообразия 3 4 палатки пригодятся. Кроме места для ночлега, необходимо организовать 3 4 летние душевые кабинки, а лучше всего иметь строение бани. Далее выбрать место для приготовления пищи. Лучше установить газовую плиту, закрытую от ветра, хуже, если готовить на костре. Рядом под навесом место принятия пищи. Лучше иметь складной походный столик. Ещё выберем место для мытья посуды, сушки белья. Подберем площадку для игры в мяч и бадминтон.
Священник, начальник лагеря, воспитатель, повар заранее посещают выбранное место и разрабатывают план подготовительных работ. Продумывается весь хозяйственный инвентарь, начиная от кастрюль, тазов, вёдер, моющих средств и заканчивая инструментами (топор, ножовка, гвозди). Повар продумывает меню на каждый день, расписывает, и в связи с этим, заготавливаются продукты питания. Планируются игры, спортивные, культурные мероприятия, походы. Обязательно включить общественно-полезный труд, 2-3 часа ежедневно. Отталкиваясь от этого плана, составляется распорядок дня и, примерно, в зависимости от погоды раскидывается план мероприятий.

Распорядок дня.
8.00 – подъем, утренние процедуры.
8.45 – утренняя молитва
9.15 – завтрак
9.45 – мытьё посуды
10.00 – 13.00 – общественный труд
13.30 – обед
14.00 - мытьё посуды
до 16.30 – свободное время
16.30 – полдник
17.00–19.00 – репетиции, концерты, викторины, КВН и т.д.
19.00 – ужин
до 21.00 – водные процедуры
21.00 – вечерние молитвы
21.30 – костер
23.00 – не строгий отбой
24.00 – строгий отбой

Организация общественного труда для детей – это важный воспитательный компонент похода, чтобы избежать потребительского, праздного отношения. Сюда помимо санитарных работ входит заготовка дров, благоустройство территории, тропинки, выложенные камнем, заготовка веников, грибов, ягод, оборудование спортивной площадки, помощь хозяевам дома в огороде и т.п.
Детей за месяц оповещают о походе. За неделю до начала провести собрание, на котором выявить число желающих, твердых и колеблющихся, выяснить причины, содействовать разрешению проблем по подготовке. Подготовить образец родительского согласия. Рассказать о плане мероприятий, распорядке дня. Обсудить проблемы дисциплины во время похода. На каждого ребенка – ложка, кружка, чашка, одеяло, подушка, спальник. Расписать одежду, обувь.
За пару дней до начала желательно провести собрание, где корректируются подготовка и объявляется время сбора, скажем, 8.00 - явка 100% у храма. Время отбытия от храма лучше не оглашать. В день похода с утра проверить готовность каждого в официальном порядке, приглашать в класс по одному для большей ответственности. В 9.00 краткий молебен или молитва в храме, кропление святой водой. 9.30 – погрузка вещей, туалет. 10.00 – отъезд из храма. Заранее продумать скорый обед и ужин на первый день. По прибытию приготовить ночлег, разбить на группы детей и поставить перед каждой конкретные задачи по обустройству. Вечером после ужина свободное время. У детей адаптация к месту, новые впечатления. В ночь детям тяжело уснуть. Требуется: и успокаивать и с пониманием относиться к ночному общению.
На следующий день стремиться ввести более строгий распорядок дня. Без дисциплины начинается праздность, капризы, конфликты, слёзы, напряженная атмосфера. Отступления от правил только в исключительных случаях.
Руководящий и обслуживающий персонал должен стать коллективом единомышленников, присутствует взаимозаменяемость друг друга. Старший воспитатель ведет коллективную и индивидуальную воспитательную работу, чтобы поддержать здоровую атмосферу. Его ответственность за телесное и душевное здравие ребенка. Помощники разрабатывают и проводят мероприятия. Начальник лагеря организует общественный труд, воспитатели ему помогают, поскольку каждому взрослому тоже требуется время отдыха. В свободные по распорядку дня часы по очереди наблюдают за жизнью лагеря, другие отдыхают.
В плане культурно-массовых мероприятий станет проведение небольшой викторины или КВН, а также прощальный итоговый концерт, подготовка к которому должна начаться уже на 3-4 день. Он оставляет массу теплых радостных чувств, сглаживает шероховатости в ходе общения детей.
Среди спортивных мероприятий помимо традиционных: волейбол, бадминтон, шашки, шахматы, можно придумать эстафеты или использовать воду, лес, горы для интересных игр. Однако заранее их спланировать из-за походных условий сложно. Лучше по ходу вставлять то или иное подготовленное состязание. Если организуется подъем в гору или однодневный поход в лес, то требуется разбить детей на группы: более подготовленных в одну, в другую - менее подготовленных. Можно еще группу детей, учитывая их желание, оставить в лагере. При этом детей нацелить на выполнение какого-либо задания.
Очень важное место отводится врачу, который в течение всего времени должен наблюдать за здоровьем детей. Еще до поездки проводится беседа, дается детям инструкция, которая ещё один, два раза впоследствии дублируется. Врач через родителей заранее узнает о здоровье ребёнка. Заготавливаются медикаменты. Общей опасностью для всех является: переизбыток солнца, купание в воде, змеи в траве, а также возможные порезы и ушибы. Врач также наблюдает санитарное состояние и исполнение правил личной гигиены.
Таких принципов следует придерживаться при проведении подобных мероприятий. Роль священника при этом может быть более активной или более пассивной, но под полным контролем и полной ответственностью.
В заключение хочу сказать, что есть люди среди предпринимателей, которые не стремятся помочь в строительстве храма, но охотно помогают Воскресной школе. С их помощью решаются многие материальные проблемы. Помощь родителей в размере 300-500 тенге тоже будет кстати. Поэтому помоги нам, Господи, во всех добрых делах!

К списку докладов

 
 
Используются технологии uCoz