Троицкий храм

Чтения, посвящённые 200-летнему юбилею Свято-Троицкого храма г. Усть-Каменогорска  

Свято-Андреевский собор г. Усть-Каменогорска. В нём проходили Чтения

 

 Проблемы духовности молодежи
в современном мире

Священник Евгений Яганов,
настоятель Богородице-Рождественского храма
п. Аблакетка


Нас волнуют сейчас два основных вопроса. Первый: духовность молодежи, принявшей православие. И второй: нравственное состояние всей молодежи в целом.
Первый вопрос предполагает раскрытие его в аспектах общем и частном. Т.е. состояние духовности, пути и способы передачи духовности той части молодежи, которая приняла крещение в Православных храмах, которую мы сами крестим (общий аспект). И индивидуальная работа с личностью, в частности молодого человека, которая желает соприкоснуться с понятием православная духовность (частный аспект).
Второй вопрос - методы передачи основ духовности молодежи, не считающей себя православной, не принявшей крещение, возможность воспитания среди нее нравственности. Работа по «осолению» загнивающей безнравственности.
А так же в связи с этим освящение основ духовности и выявление причин безнравственности.
Как частные вопросы: развитие творческих способностей детей, определение понятия здорового образа жизни, привитие навыков здорового образа жизни, общественно-полезного труда. Воспитание патриотизма, гражданственности, миролюбивости, единства.
Чтобы начать говорить о духовности, необходимо определить значение самого слова «духовность».
Духовность – это не религиозность в ее формальном, обрядовом, понимании. Это не ритуальность. Духовность - это неформальное видение. Не в смысле неординарного видения. Это умение видеть содержание за формой.
Духовность – это высшая деятельность души. С точки зрения верующего, это еще устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души.
По рассуждению прп. Максима Исповедника, духовное делание блистает способами осуществления добродетелей. Т.е, это мудрость, видение, в чем заключено добро, добродетель. И работа мысли по осуществлению добродетели. «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1Пет.3:11).
В христианском понимании «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Поэтому поиск добра, осуществление добродетелей отождествляется с познанием Бога. В этом смысле открытие основ нравственности людям, в частности молодым людям и детям, для православного человека является миссионерством. Но оно не должно ассоциироваться с формальной стороной дела, и не должно быть понуждаемо к этим формам. Которые лишь помогают опосредованно стяжать различные добродетели. Необходимо помнить слова Господа: «Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (Матф.12:34,35). От устроения сердца зависит, вынесет ли доброе из доброго сокровища или вынесет злое из злого сокровища человек. Задача православного человека видится в личном преображении, чтобы личным опытом помочь воспринять, где эти сокровища, ценности, а что малоценно. И что можно, а что не полезно «выносить» из них.
В означенном виде, духовность – это деятельность, которая впоследствии может стать свободным, без принуждения – качеством. Поэтому научение основам духовности – нравственности, и больше – высоконравственности, есть совместная деятельность. В нашем случае, по отношению к молодежи, вне зависимости ее национальной или религиозной принадлежности. Это совместное, единое сотрудничество всех заинтересованных в добром воспитании молодежи и детей – Церкви, власти, родителей, субъектов образования по всем уровням, всем нам, ревнующим о духовном здоровье нашего народа, будущего и настоящего нашей страны.
В каком состоянии духовность нашего народа, нашей молодежи? Исходя из изложенной концепции понятия «духовность», к сожалению, это состояние можно охарактеризовать, как бездуховность. Потворство своим страстям, нетерпение лишений, алкоголизм, наркомания, культивируемое насилие, нравственная распущенность, всепоглощающее стремление к роскоши и комфорту – вот характеристика бездуховности современности.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании»
i говорится, что одним из основных принципов государственной политики в области образования является единство обучения и воспитания.
Воспитание в светском понимании – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой информации, религиозные институты, общественные организации и др.ii
К этому хотелось бы добавить, что слово «воспитание» однокоренное со словом питать, что гораздо правильнее. По мнению великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит, способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной. «Воспитание», «образование», «возделывание», «развитие» – это переводы латинского слова cultura, которое происходит от слова cultus – «почитание», «поклонение», «культ». Это указывает на религиозные корни культуры.iii
«В отношении к человеку воспитание определяется следующим образом; это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле. Но так как назначение человека на земле понимается различными людьми не одинаково, то и цель воспитания определяется различным образом. По учению Спасителя, воспитание есть необходимое следствие божественного происхождения души человека: душа должна быть развиваема, потому что она по своему высокому происхождению в высшей степени достойна развития, и оставлять ее в темноте и невежестве есть тяжкий грех. Отсюда проистекает обязательное воспитание детей родителями, духовенством и всеми лицами власть имеющими, а также и полное равенство прав на воспитание всех людей, без различия полов, племен и состояний… Характер воспитания зависит в значительной степени от идеала, который ставит себе воспитатель; но следует иметь в виду, что идеал этот не может быть избран совершенно произвольно, так как на воспитание ребенка имеют влияние многие посторонние факторы. Прежде всего, идеал воспитания ограничивается свойствами человеческого организма, его наследственными задатками и окружающей природой: все это оказывает столь сильное влияние на ребенка, что воспитателю трудно бороться против этих условий, и он должен сообразовать с ними идеал воспитания. Затем церковь или религиозная община, к которой принадлежит семья ребенка, принимает также значительное участие в воспитании, на которое оказывают несомненное влияние и национальность, и социальные условия. Наконец и более тесная среда, сословие, общество, родня и т. д. также многое обуславливают при воспитании ребенка и стесняют произвол воспитателя и школы. Таким образом, воспитание человека оказывается делом очень сложным, зависящим от многих условий... Если принять во внимание все вышеизложенные условия, то окажется, что кратко и в нескольких словах невозможно определить цель воспитания, как это делают многие из писателей-педагогов. Идеал воспитания должен быть точно определен со многих разнообразных сторон. Во-первых, следует отделить физическое воспитание от душевного и составить себе ясное понятие о нормально развитом человеке, которого можно поставить идеалом для физического воспитания ребенка. При этом главными вспомогательными науками для педагога являются физиология и гигиена. Во-вторых, следует определить нравственный идеал, до которого воспитание должно довести ребенка. Наконец, в-третьих, должен быть определен умственный идеал, до которого следует довести ребенка. Это есть наименее определенный идеал, и он больше других зависит от этнографических, социальных и других условий. Интересующиеся этим вопросом могут найти более подробные указания в предисловии к сочинению К.Д. Ушинского: «Человек, как предмет воспитания». В этом предисловии указывается, что вопросы о воспитании не могут быть решаемы, как часто думают, основываясь на житейских соображениях и без предварительной подготовки; для того, чтобы решать их с пользой для молодого поколения, необходимо изучить педагогику и науки, на которых она основывается, т. е. этику, физиологию и психологию. iv
У светской школы и Церкви разграничения по целям на обучение и воспитание. Школа больший приоритет отдает обучению, Церковь – воспитанию. Питание предполагает наличие пищи. Пища духовная – это умозрения и слова. Т.е. очень важно, что рассматривает ум, к чему он тяготеет и тянется, какие образы запечатлевает в себе. И чем он питает себя словесно, чем наполняет себя, чем пользуется при составлении образов, а так же при общении. Вот этим всем и характеризуется духовность или бездуховность.
Говоря о нравственности, мы подразумеваем сложившийся уклад, обычай души отзываться или не отвечать на побуждение к добру.
Исходя из вышеизложенного, наша общая задача по отношению к молодежи видится в ориентировании их душ, прежде всего ума, на такую деятельность, которая бы служила в приобретении тех положительных навыков, которые бы устремляли личность к поиску истинного добра, общего блага. Умение отличить добро от зла и деятельное побуждение к этому добру и будем обозначать добрым нравом. А наивысшее умение в этом – высоконравственностью.
Где же взять эту истинную пищу для души, где этот клад? Церковная духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия, выражается и содержится в традиции иконописания и церковных песнопений, благочестия, старчества и подвижничества отечественных святых, в творениях Святых Отцов, Учителей Церкви. Сейчас нужна заполняемость Церкви умами, чтобы они могли вскрыть хранящуюся Премудрость в Церкви и передать ее другим. Молодые умы лучше всего могли бы с этой задачей справиться.
К сожалению, в нашей обыденности души, приходящие в храм, более интересуются формальными вопросами «сколько», «куда». А не глубинными «почему» и «как лучше» – и это опять же тема нравственности.
Еще немаловажное для нас осознание и правильное понимание, что же такое Православие? Сейчас нецерковные, да и во многом крещеные, люди понимают это слово формально. Т.е., как некое собрание верующих, которые исполняют какие-то формальные требования своей ортодоксальной догматичности – совершают, регулярные походы в храм, придерживаются определенных диет, исполняют прочие требования своих правил. Если высказываются какие-либо претензии: «Ну, а что же церковь-то, куда смотрит?» Это, как правило, обращаются к священникам. И к бабушкам, которых принимают за служителей церкви. На них весь церковный круг обычно и заканчивается. Кто же пришел в храм покреститься, прикупить свечей и прочее, желают, чтобы вышеозначенная «церковь» их достойно и качественно обслужила. А не то «уйдем в другой храм», пугают. На этом все Православие обычно и заканчивается. Для нас понятия Православие и благочестие должны стать синонимами не по внешности, но по духу. Честь, как понятие «нравственное устроение», должна стать благо-честием. Нечестивых и грешных (1 Тим. 1, 9, 10) – эти понятия можно различить так: первые (нечестивцы) - нарушители заповедей к Богу, которые страха Божия не имеют и ничего священного не чтут; а вторые (грешники) - нарушители всех других заповедей в отношении к себе самим и ближним. (Словарь Дьяченко: еп. Феофан). Т.е., согрешающим против себя и ближних легче исправиться, чем попирающих все святое.
Говоря о проблемах духовности, нужно заметить, что слово «проблема» (от греч. problema – преграда, трудность, задача) – это вопрос, требующий изучения, разрешения. Какие видятся задачи, сопряженные с духовностью, для их разрешения?
Необходимо совместить понятия современность и духовность, социализация и вера. Надо раскрыть молодежи, что значит быть современным человеком и высоко духовным одновременно. Современным и православным. Необходимо направить душу к обретению истинного смысла жизни и поиска своего места в этом мире. Вместе со светской системой образования возможно полнее определить роль и содействовать Церкви влиять на духовно-нравственное становление молодежи. Одна из основных задач Церкви – осмысление современным мышлением и понимание святоотеческого учения нашей Святой апостольской Церкви. Всемерная помощь в сохранении душевной чистоты и обретении благочестивой веры. Поиск современного пути к вере. Помощь в превозможении и преодолении искушений, которые приходят через вседозволенность печати, телевидения, ориентирующую на нравственную распущенность. Пособление детям на деле применить те уроки нравственности и душевной чистоты, о которых он узнает в храме или воскресной школе, затем на практике дома, в школе, на улице, вообще, там, где нет атмосферы духовности, а наоборот, неблагоприятная среда. Прививание ребенку душевной стойкости против страстей и соблазнов, особенно, если в семье он одинок и не находит духовной поддержки. Помощь душе ребенка и подростка в становлении личности, в укреплении и стойкости в духовном плане. Вовлечение молодых родителей в воспитательный процесс.
Решению этих задач помогут определение правильных духовных ориентиров. Правильная оценка духовных ценностей. Воспитание доверия к святой Церкви и ее учению. Нельзя стремиться к духовности, принимая христианство совершенно внешне и корыстно. Наша духовность погружена в материальный быт. Современное собрание крещеных людей поклоняется обрядоверию. У нас, зачастую, бытовое и внешнеобрядовое понимание христианства. Строим храмы, а быт языческий. Происходит абсолютизация и обожествление телесно-относительного. Крепнет религия плоти, а не духа - религиозный материализм. Но между христианством и материализмом та маленькая разница, что христианство требует отдавать свое, а материализм требует брать чужое.
Формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное развитие молодежи выделено в приоритет для гражданского становления и социальной самореализации молодежи в государственной молодежной политике. Духовное и физическое здоровье молодежи названо стратегическим капиталом страны и важным фактором ее современного развития. Формирование нравственных и духовных ценностей подростков и молодежи должно основываться на изучении и пропаганде мировых и национальных культурных ценностей. На формирование эстетических и нравственных ценностей молодежи существенно влияют средства массовой информации, особенно электронные. Пропаганда культа жестокости и насилия оказывает массированное давление на психологическое состояние молодежи, формирует соответствующие модели поведения и стереотипы восприятия жизни. Ограничение пропаганды культа силы, рекламы сигарет и спиртных напитков - одна из первоочередных задач государства в деле духовного и физического оздоровления молодого поколения.
Усилия средств массовой информации, прогрессивной интеллигенции, направленность воспитательного процесса в целом должны способствовать созданию в обществе благоприятной среды, при которой престижными будут такие личностные качества, как порядочность, достоинство, патриотизм, профессионализм, уважение к старшим, осознание ответственности за себя и близких.
Приобщение молодежи к духовной культуре своего народа, изучение исторического прошлого нашей страны, укрепление атмосферы дружбы, мира и согласия в обществе должны сформировать у молодого поколения чувство гордости за нашу общую Родину - Республику Казахстан.
Усилия государства направлены на разработку государственных и региональных программ по развитию физической культуры и спорта, формированию нравственных и духовных ценностей, здорового образа жизни. Важным направлением в деле духовного, нравственного, патриотического воспитания молодежи является ограждение ее от отрицательного влияния религиозного экстремизма, фанатизма. В этих целях необходимо создание защитных механизмов от проникновения в молодежную среду экстремистско-религиозных взглядов
v. Все эти приоритеты и направления государственной политики не только не противоречат православному мышлению, но им и являются.
А значит, нужно искать пути совместных решений этих задач. Вопрос взаимовыгодного сотрудничества с государственными учреждениями, в том числе учреждениями образования, должен решаться по-деловому посредством заключения договора на основе существующих законов, где определяются рамки компетенций, цели сотрудничества, законность.


Примечания:
i От 27.07.2007 N 319-3.
ii Большая Советская Энциклопедия.
iii Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
iv Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. К. Сент-Илер.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/24291/Воспитание
v О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан. Распоряжение Президента Республики Казахстан от 28 августа 1999 года № 73. ("Казахстанская правда" от 28.09.99 г. № 231)

К списку докладов

 
 
Используются технологии uCoz