Троицкий храм

Чтения, посвящённые 200-летнему юбилею Свято-Троицкого храма г. Усть-Каменогорска  

Свято-Андреевский собор г. Усть-Каменогорска. В нём проходили Чтения

 

 

 Три аспекта процесса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

Иеромонах Агапит (Никонов),
настоятель Свято-Никольского храма
села Бородулиха


Православные традиции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи основаны на Священном Писании, литургической практике, святоотеческой письменности, а также на научном, философском и литературном наследии. В настоящее время отрадно наблюдать ростки оживления этой деятельности среди каменистой почвы гедонизма и пессимизма, секулярного мышления и откровенного оккультизма.
В обществе, к сожалению, господствуют стремления к удовлетворению эгоистических, чувственных, плотских и псевдодуховных удовольствий. В этом порыве охладевают и утрачиваются добрые отношения между людьми, любовь и взаимопонимание в семье, забывается смысл и цель человеческого существования.
Особенную опасность представляют тенденции императивного воздействия на психологию и мировоззрение детей и молодежи не фильтрованной информации, будто обрушивающейся через средства коммуникаций. Духовно-нравственное воспитание способно оградить наших детей от негативного воздействия и пагубного влияния этой информации, сформулировать иерархию ценностей, помочь обрести истинный смысл жизни и почувствовать радость, утвердиться в любви, надежде, укрепиться в вере и благочестивой настроенности жить по заповедям Творца.
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоан. 14,21). «Из этих слов Господа видно, что надо так изучить Евангельские заповеди, чтобы они сделались достоянием, имуществом ума: тогда только возможно точное, постоянное исполнение их, такое исполнение, какого требует Господь. Является Господь исполнителю евангельских заповедей духовно, и видит Господа исполнитель заповедей духовным оком, умом, видит Господа в себе, в своих помыслах и ощущениях, осененных Святым Духом» ( 1 – 32 ).
Вследствие многолетнего отчуждения от православных традиций воспитания задача эта весьма усложняется и требует консолидации сил, сотрудничества Церкви, государства, семьи и школы. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14). Напишите себе эти слова на стене, воспитатели детей, и читайте их каждый раз, как приступаете к исполнению своих обязанностей! Сами не препятствуйте детям идти ко Христу, и смотрите зорко, чтобы никто не сбивал их с этого пути» (2 – 603). В последнее время существует огромный опыт работы в организации Международных Рождественских чтений, а также ежегодных Глинских чтений, проводимых в Москве, других крупных городах России, странах дальнего и ближнего Зарубежья.
Если о Рождественских чтениях известно достаточно много, то о Глинских чтениях знают не все. Они проводятся ежегодно в стенах Московской Духовной Академии, иногда в зале Храма Христа Спасителя или в Московской Педагогической Академии. Также есть возможность выезда в другие регионы, в том числе и в Казахстан. Эти чтения посвящены памяти Схиархимандрита Иоанна (Маслова) - преподавателя Московской Духовной Академии и приурочены ко дню его памяти - 29 июля. Несмотря на то, что он пока еще не канонизирован, люди весьма почитают его и стремятся совершить панихиду на его могиле, испрашивая его молитв в своих нуждах. Чтения проводятся два раза в год; в зимнее время – в конце января. Здесь представлено большое количество православной литературы, в том числе, учебников и трудов профессора Московской Духовной Академии Схиархимандрита Иоанна (Маслова). Особенно его книга «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» пользуется огромной популярностью в среде преподавателей и воспитателей подрастающего поколения.
Эти чтения объединяют неравнодушно настроенных людей, по мере возможности осуществляющих и проводящих в жизнь методы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Список этих людей весьма велик и разнообразен. Это тысячи преподавателей, врачей, работников культуры и искусства, представителей исполнительной власти. Преодолевая километры дорог, различные трудности путешествия, они объединяются, чтобы поделиться опытом своей работы в деле духовно-нравственного воспитания и научиться примером других, совместно сформулировать обращение к высшей законодательной власти. Приложиться к святыням Сердца русского православия – Троице-Сергиевой Лавры – мощам преподобного Сергия, игумена земли Русской. Благодаря подобного рода чтениям во многих регионах проводятся занятия в школах и других учебных заведениях по основам православной культуры.
Во многих епархиях Русской Православной Церкви совместными усилиями духовенства и мирян созданы православные гимназии. К примеру, православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского в городе Новосибирске в 2005 году вошла в десятку лучших школ России, что свидетельствует о благотворном влиянии на детей духовно-нравственного воспитания на православной основе. На родине преподобного Сергия в городе Ростове Великом в Троице-Сергиевом Варницком монастыре в прекрасных условиях воспитываются дети на полном пансионе, изучая, кроме всех предметов по школьной программе, дополнительно Основы Иконописи, Закон Божий, Историю Христианской Церкви и другие предметы духовного содержания. Обучение в гимназии дает возможность дальнейшего образования в Духовной Семинарии, Академии либо другом высшем учебном заведении. Список таких образовательных учреждений можно было бы продолжить.
Законодательство нашей республики Казахстан, а именно закон Президента о религиозных объединениях от 15.01.1992 года нисколько не препятствует, а всемерно способствует делу духовно-нравственного воспитания молодежи. Этот закон гласит о возможности проведения занятий в школах и других образовательных учреждениях предметов религиозного содержания по согласованию с родителями учеников, не оказывая давления со стороны руководства. В своей практической деятельности убеждаешься в том, что государство, благодаря мудрой политике Президента, помогает и ищет поддержку духовного авторитета Церкви. Неоднократные приглашения для беседы с военнослужащими, заключенными, различными организациями образования свидетельствуют об этом, а также о необходимости и востребованности в обществе знания основ православия, духовно-нравственных ценностей, огромного опыта и богатого наследия нашей Церкви. Часто видишь горящие глаза детей разных национальностей во время посещения храма экскурсий от колледжей, вузов. Беседуя со священником, они находят для себя ответы на многие вопросы, волнующие их душу. И если бы в школах, колледжах, институтах нашлись учителя, желающие получить дополнительное духовное образование на богословских факультетах, они были бы способны постоянно удовлетворять запросы духа детей и молодежи.
Важнейшим в процессе духовно-нравственного воспитания является аксиологический аспект. Как известно, аксиология – это наука о ценностях. С формулирования иерархии ценностей начинается процесс, будь то нравственное воспитание, или же возвращение к жизни, казалось бы, потерянных для общества детей, пораженных недугами наркомании и алкоголизма и прочими. В системе ценностей религиозные являются очень важными, а зачастую и определяющими весь уклад жизни и духовно-нравственный облик молодого человека.
Понимание своего места в жизни, важности каждого поступка, мысли, слова формируют то необходимое чувство ответственности и патриотизма, о котором так радеет большинство родителей, учителей, ученых и общественных деятелей. Роберт Майер (1814 – 1878), открывший закон сохранения энергии, пишет: «Если поверхностные головы, охотно выдающие себя за героев дня, не хотят признавать вообще ничего иного и высшего, кроме материального, чувственно воспринимаемого мира, то такую смешную претензию отдельных лиц нельзя ставить в укор науке… Из целостного, полного сердца восклицаю я: истинная философия не может и не смеет быть ничем иным, как пропедевтикой для христианской религии».
Астроном Майер (1794 – 1874) формулировал: «Кто, подобно нам, столь глубоко всматривается в Божию мастерскую … тот должен смиренно преклонить колена перед правлением великого Божества! Естествоиспытатель меньше, чем кто бы то ни был, имеет основания сомневаться в чудесах» (3 – 288).
Высказывания этих западных ученых подтверждают тот факт, что между религией и наукой не существует противоречия.
Преподобный Варсонофий Оптинский вспоминает о беседе старца Макария с великим русским писателем Федором Михайловичем Достоевским: «Достоевский, который бывал здесь и сиживал в этом кресле, говорил отцу Макарию, что раньше он ни во что не верил. – Что же заставило вас повернуть к вере? – спрашивал его отец Макарий. – Да я видел рай. Ах! Как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу я забыть того, что пережил там – и с тех пор повернул к Богу». И действительно он круто повернул вправо, и мы веруем, что Достоевский спасся» (4 – 242).
Но даже правильное теоретическое представление о добре и зле не лишает человека возможности свободного принятия решений и действий. Часто эта свобода горько ранит своего носителя. Мы восклицаем вместе с апостолом Павлом: «Желаю доброго, но делаю злое и уж не я делаю, но живущий во мне грех». Здесь вступает в силу сотириологический аспект. Сотириология - наука о спасении. «Кто меня избавит от этого жала смерти?» - вопрошает апостол Павел. Безусловно, грех, в различных своих проявлениях, ранит душу, поражает волю, причиняет вред и здоровью тела. Спасение от греха возможно только во Христе через покаяние и стремление обратиться от зла противления воле Творца, ко благу исполнения Его святых заповедей. Чтобы сказать вместе с апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Регулярное участие в таинствах Церкви, исповеди, Святом Причащении способствует принятию благодати Духа Божия, помогают сердцем усваивать истину, обретать любовь и чувствовать гармонию созданного Богом мира и Его законов. «Таинства несут благодать как бы в виде зерна, ростка, который должен взойти благодаря совместному добровольному содействию со стороны Бога и человека, а также посредством человеческих усилий. Без начальной благодати эти усилия будут тщетными, однако и без усилий таинства не принесут плода» (5 – 127).
Эклизиология – наука о Церкви, дает нам представление о неземном ее происхождении, а также всех установлениях и Таинствах, посредством которых мы приобщаемся к Вечным духовным ценностям, участвуем в жизни Церкви, приносим посильные плоды Духа.
Положительное влияние на душу ребенка можно увидеть из жизнеописания детства оптинского старца Преподобного схиархимандрита Моисея (Путилова). «По воскресным и праздничным дням их водили в Церковь. Дети шли обыкновенно впереди отца, не смея ни разговаривать, ни оглядываться, а в храме они тоже стояли впереди и молились. Иван Григорьевич приучал своих чад внимать службе церковной, и особенно – чтению Апостола и Святого Евангелия. По возвращении домой, дети должны были пересказать слышанные за литургией чтения. Вместе с родителем своим дети пели в храме на клиросе, также и дома в праздничные дни нередко исполняли они духовные песнопения. Родители Тимофея уважали благочестивые беседы на духовные темы, и, так как были они гостеприимными хозяевами, то дети их с ранних лет общались с посещавшими их дом духовными лицами, в том числе с монашествующими».
Особенно важно практическое участие молодежи в жизни Церкви. Начиная с простейших: уборки в храме, помощи в других хозяйственных нуждах, восходя к участию в просветительных мероприятиях, духовных концертах, организации паломничества к святыням, благотворительной деятельности: помощи одиноким, престарелым, инвалидам, заключенным. При Воскресенском Соборе города Семипалатинска создан молодежный клуб. Ребята с увлечением работают над созданием церковно-исторического кабинета, активно участвуют в жизни прихода, поют на клиросе, помогают в алтаре, несут послушание по уборке храма, работают на поле, совершают паломничества на Святой Ключ и в сельские приходы нашего Благочиния. Благодаря настоятелю Воскресенского Собора протоиерею Феодору Проскурину была совершена паломническая поездка в город Караганду к мощам преподобного Севастиана. Большую помощь члены молодежного клуба оказывают в организации Рождественских и Пасхальных утренников. Совместно с преподавателями и студентами педагогического института, музыкального и педагогического колледжей в течение ряда лет проводились Рождественские и Пасхальные концерты. Силами детской творческой студии «Росы» проведены два Рождественских концерта в селе Бородулиха и несколько концертов в Доме престарелых.
Хороший опыт работы по созданию газет, журналов силами молодежи раскрывает огромный потенциал в этом роде деятельности. Богатый опыт накоплен рядом епархий Русской Православной Церкви по устройству летнего отдыха детей, участию сотрудников духовных школ в качестве воспитателей в светских летних лагерях отдыха.
Во всей этой массе различных видов деятельности главное, конечно, помочь усвоить детям и молодежи главные духовные ценности, научить смирению, трудолюбию, вежливости, терпению, любви и уважению друг к другу. Важно помочь им сохранить в чистоте и целомудрии свою душу и тело в этом мире всеобщего легкомыслия в вопросах нравственности.
«Девство, - говорит святитель Иоанн Златоуст потому хорошо, что отклоняет всякий повод к излишней заботе о житейских делах и доставляет полный досуг для дел богоугодных; девственник или девственница отрешаются не только от уз брачных и сопряженным с ними забот, но и от всего, что отвлекает мысли о Боге. Я знаю трудность этого состояния, знаю силу этих подвигов, знаю тяжесть этой борьбы. Для этого требуется душа ревностная, мужественная, не подчиняющаяся похотям; здесь надобно идти по раскаленным угольям и не обжечься, выступать против меча и не быть раненым; ибо сила похоти так велика, как сила огня и железа; и если душа выступит неприготовленною, и не будет противиться ее влечениям, то скоро погубит себя. Посему нам нужно иметь адамантовый ум, неусыпное зрение, великое терпение, крепкие стены с ограждениями и запорами, бдительных и доблестных стражей, а, прежде всего, это помощь свыше, ибо «если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126,1) (2 – 602).
Подвиг чистоты невозможен без стяжания главной христианской добродетели – смирения. «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем», - говорит Спаситель. Все наши труды должны благоухать смирением, иначе все усилия для приобретения добродетели господства духа над телом будут тщетными.
Преподобный Амвросий Оптинский обращается к духовной дочери в письме - «Сказано у Святых отцов: «Дай кровь и приими дух». Это значит: потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, то есть все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни как же можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных, и даже самых духов злобы. И вот, когда люди тревожат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей, то и поневоле будешь считать себя плохою. Если при этом будешь о плохоте своей и неисправности сожалеть, и укорять себя в неисправности, и искренно каяться в этом перед Богом и духовным отцом, то вот ты уже и на пути смирения» (4 – 227).
У преподобного Макария Оптинского мы находим следующее замечание: «Бог иногда подает нам утешения, и по мере нашего устроения отнимает их, да не превозносимся, и потому мы не должны смущаться в отнятии оных, в сухости и холодности, но паче смиряться и видеть в себе причину сего – нашу гордость, от которой попущается впасть и в нерадение, леность и рассеяние» (4 – 181).
Таким образом, мы видим благотворное воздействие святоотеческих писаний в деле духовно-нравственного воспитания. Необходимо углубленное изучение наследия оптинского старчества, творений святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчининова, святителя Тихона Задонского и других святых отцов и учителей Церкви. Если мы хотим видеть доброе отношение между нашими детьми, между детьми и родителями, учителями и учениками, то это невозможно без серьезного и внимательного усвоения Евангельских истин, раскрытых святоотеческой мыслью. Все это имеет важнейшее значение в деле воспитания личности, гражданина земного и небесного отечества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского». Том 5. «Приношение современному монашеству». Сретенский монастырь, 1998;
2. Б.И.Гладков «Толкование Евангелия», «Христианская жизнь». Клин, 2009;
3. Ильин И.А. «Аксиомы религиозного опыта». Минск, 2006;
4. «Феномен русского старчества: примеры из духовной практики старцев». Составитель С.С. Хоружский. М: Издательский совет РПЦ, 2006;
5. Архимандрит Плакида (Дезей) «Добротолюбие» и православная духовность». М: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006;
6. «Оптинский патерик». Составитель мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, издание Саратовской епархии, 2006.

К списку докладов

 
 
Используются технологии uCoz